Отчеты
  doroga_animation
Главная страница
Срочно в номер !
Информация в дорогу
Отчеты и ссылки
Автодрузья
разворот...   К отчетам...

Предоставлено Дмитрием Дроздовым  - 09/11/99

Отчет о поездке:  Москва - Владимир - Суздаль (+ вокруг) - Иваново - Плес -Кострома - Ярославль - Ростов Великий - Москва.

19.08.98  Среда, 3732 км.

Мы выезжаем на Владимирский тракт. Дорога в целом вполне приличная, но кое-где идет ремонт (там ограничения скорости до 40), а под Ногинском складывается такое впечатление, что километров 10 дороги вообще лишены покрытия и приходится объезжать рытвины и колдобины, кстати, на очень узкой дороге v по одному ряду в каждом направлении. В остальном, дорога, на удивление, отличная. В населенном пункте Новые Псарьки (название-то каково!) решили сделать остановку возле обозначенной знаком стоянки, оказалось, что так обозначена штрафная стоянка местной ГИБДД, хорошо, что на нее не въехали, а то как бы выезжали  не знаю. В селе Богослово   красивый храм, в других селах, вероятно, местное население развивает придорожную торговлю: в Плотаве v огромное число плюшевых зверей, висящих на прищепках, в Ожерелках v мешки и мешочки воздушной кукурузы, и тоже на прищепках.
Владимир обходим по объездной дороге, на каждом из въездов-съездов на нее стоит по милицейской БРДМ (маленький такой бронетранспортерчик), становится немного жутковато, но поездив и поспрашивав аборигенов, поняли, что это скорее обычное состояние.
В 14-14:15 добрались до Суздаля (ок. 260 км от Москвы) по красивейшей, обсаженной рябинами дороге. Красотища необыкновенная, такое впечатление, что город  это сплошь храмы, плавно переходящие друг в друга. Проехали через Суздаль по улице Ленина, очень по месту стоит памятник ему: как раз напротив храма, как будто говорит: все в храм. На выезде из Суздаля  большой туристский комплекс (ГТК). Оказалось очень удачно: есть мотель, где можно находиться всем вместе, не расставаясь с машиной, да еще под крышей. Расположились как господа на 2 этажах в следующей последовательности: на первом этаже она (машина), на втором  мы (в трехместном двухкомнатном номере). Вход и выход отдельный для нас всех.
На сегодня больше решили не кататься, обошли вокруг комплекса пешком. Рядом с комплексом   заброшенная красивая церковь, безымянная, а жаль. Спросить не у кого. Позвонить можно только по единственному телефону, да и то одному, да и то, попросив тетю заказать разговор, да и то до 17:00, а после  работать не кому.
Зато иностранцев вокруг  видимо-невидимо. Вот для них, наверное, чудно оказаться без международных таксофонов. Вечером решили покормить комариков (прогуляться пешком), но они оказались не такими зловредными, как московские.

20.08.98 Четверг 3990 км

Утром просыпаемся, на улице- бзя (сокращенно от бяка и нельзя кого- то из знакомых детей): моросит, льет, сыпет. Вроде мы такое не заказывали.
Ну да ладно, оно, наверное, на Каширу уйдет- несмотря на погоду, отправляемся завтракать (завтрак входит в стоимость проживания). Пришли в ресторан (довольно грубо, на наш вкус, стилизованный под русскую избу) и выяснили, что заплачено (цитата из метрдотеля) за троих, хоть нас и двое.
Наконец-то к 9:30 дождик внял нашим мольбам и - ушел на Каширу. Поехали- Решено поколесить немного по Суздалю и окрестностям. Выяснили, что большинство действующих храмов лучше посетить в субботу или воскресенье (прежде всего по тому, что службы в храмах только по выходным и по большим праздникам).
Решили  едем в Кидекшу, там находится каменный храм Бориса и Глеба 1152 года и зимняя Стефаньевская церковь XVIII века. Стоят они практически на самом берегу реки Нерль. Вид замечательный. Вообще, по берегам Нерли очень много храмов, вероятно, что в прошлом эта река (сейчас не очень полноводная) играла в истории свою роль. К сожалению, далеко не все храмы в приличном состоянии.
После Кидекши поехали по дороге, ведущей в Ковров, но до него не доехали. Устроили себе барскую остановку на обочине (вернее, въехав метров 50 в просеку), за которой начинался в основном сосновый лес, но сосны здесь не подмосковные свечи, а сучковатые и низенькие. Да чего же хорош чай с бутербродами на свежем воздухе, да под музыку Поля Мориа (в Суздале не удалось найти ни одной FM станции).
Едем дальше, до Суздаля (возвращаемся). По дороге подвезли архидиакона Димитрия, очень приятно было с ним поговорить, пока ехали. А у батюшки в Кидекше, оказывается, есть компьютер, но он сломался, и Димитрий ездил его чинить. Он же посоветовал, куда стоит съездить, какие храмы посетить. Оказалось, что до революции 1917 года в Суздале было почти 7 десятков храмов, а осталось всего-то 32 (по другим источникам: было 46, осталось 33).
Едем дальше, заинтересовавшись названиями сел: Барское Городище и Спасское Городище  ничего особенного, обыкновенные деревеньки Российской глубинки. Но и в них можно встретить дома, не менее крутые, чем в подмосковной Малаховке- Парадокс нашей жизни: иномарка примерно 1995года и рядом 401 Москвич, висящий на козлах, явно по поводу шприцевания шарниров и подтяжки стремянок рессор. Набрали воды из колодца - феноменально вкусная. Кстати, под Суздалем есть источник слабо минерализованной воды, которую продают в бутылках под названием Серебряный сокол, в ней действительно есть природное серебро. Вода вкусная и, говорят, целебная.
Теперь отправляемся в Гаврилов Посад, дорога пустая (навстречу попались всего 7 машин, попутных не было) и весьма приличного качества. По дороге  потрясающие виды: поля и луга, перелески, множество церквей (почти в каждом селе), но большинство либо совсем разрушенных, либо в стадии частичной реставрации. Очень красивый храм в селе Менчаково, на реке Ирмесь. Снаружи отреставрирован, внутри тоже что-то делается, но уже ведутся службы. Пока фотографировали храм, вдруг появилась, скорее всего, послушница монастыря и предложила посмотреть храм внутри. Мы были потрясены: действительно, все очень аккуратно, красиво, хотя работы еще не закончены (как выяснилось, этот храм подворье Покровского женского монастыря Суздаля). Заехали в село Весь, в котором католический храм (как его занесло на среднерусскую возвышенность?), полуразрушенный, но все равно красиво.
А Гаврилов Посад  практически то же село, но размером побольше. Красиво и интересно. Дома, в основном деревянные, очень своеобразные. Купили сметану и кефир местного производства, очень вкусные.
После обеда в ГТК отправились пешком осматривать Суздаль, но сделали это поздновато: музеи уже закрылись или закрывались. Красота неописуемая: сплошь храмы и монастыри, обнаружили памятник Дмитрию Пожарскому (он родом из этих мест). Прошлись по центральной улице  улице Ленина. Те же деревянные дома с огородами и курами, что и на окраинах Суздаля. Часть домов отделана очень красивой резьбой.
На обратном пути нас застал дождь: не сильный, но противный. По дороге сорвали несколько ягод очень крупного шиповника, который решили отвезти домой.

21.08.98   Пятница, 4116 км

С утра солнышко, утро изумительное. Сегодня решили съездить во Владимир, с. Боголюбово (рядом со Владимиром) и, если успеем, Юрьев Польский. Поехали!
Вдруг, в какой-то момент обнаружили, что выехали на дорогу, идущую к городу Юрьев Польский. Ну что, едем туда, не возвращаться же. Как говорят, все что ни делается, к лучшему. Дорога замечательная (не в плане покрытия, которого в населенных пунктах местами, можно сказать, просто нет), поскольку почти пустая и с очень красивыми видами: бескрайние поля, перелески, мелкие речушки и озерца. Потенциально очень много мест остановки, даже на асфальтированных площадках. Сама дорога довольно холмиста и извилиста (на Руси дороги сначала прокладывали ямщики, да и то, похоже, в хорошем подпитии), но недавно приведена в нормальное состояние между населенными пунктами (вообще дороги между селами и городами существенно лучше дорог в самих населенных пунктах). По дороге много мелких сел и деревень, небольших церквей и часовен, но практически разрушенных.
До Юрьева Польского добрались очень быстро. Хотели поездить по городу, посмотреть, потому что еще с дороги видели главки очень красивых храмов. Но вдруг увидели указатель Сима, о которой из конференции на www.auto.ru узнали, что в этом городке родовое имение Багратионов. Решаем, что едем, а потом вернемся в Юрьев Польский. Поехали, да и не зря: увидели очень красивый храм и на его территории  первую могилу Петра Багратиона (потом он был перезахоронен на Бородинском Поле, невдалеке от могилы Кутузова). А от родового имения остался только запущенный парк. А ведь стоило ехать, чтобы увидеть такую красоту!!!
Снова в Юрьев Польском. Вся историческая часть сконцентрирована в центре города: монастырь, в котором сейчас размещен музей (не пошли), несколько недействующих, но отреставрированных храмов, торговые ряды (которые и сейчас используются по назначению), явно купеческие постройки. Зашли в единственный действующий православный храм: службы не было, но храм открыт. При этом матушка с нами поговорила, рассказала об истории этого храма и города, показала, где какие иконы. До чего же приятно и спокойно!!!
На выезде из города заправились (всего только 10 литров), но предчувствие не обмануло, бензин действительно оказался поганым, да и кажется, не долили-
До Владимира доехали быстро, без приключений, с одной остановкой для пополнения запасов питьевой воды. Но вот Владимир нас разочаровал: город весьма странный в плане организации движения и стоянки, сплошь запрещающие знаки и ошивающиеся невдалеке дяди с полосатыми палками (про милицейской окраски БРДМы на въездах уже упоминалось). Но что же делать: проехали пару раз по улице III Интернационала, где и разместились все исторические достопримечательности (Золотые Ворота, Успенский Собор, женский монастырь). А вот водонапорную башню, мужской монастырь и Дмитриевский собор так и не нашли. Подъехать ко всем этим красотам на машине нельзя, только пешком; но и найти место для стоянки машины негде.
Самая оригинальная последовательность знаков была найдена где-то в районе Золотых Ворот: сначала на столбе вместе: Остановка запрещена, под ним: Место стоянки с табличкой 350 м и стрелкой прямо, а за этим, метрах в 20 (после поворота), Кирпич! Вот это да!!! Для туристских автобусов, кстати, стоянок достаточно, но и охраняются они тоже хорошо. Ну что же, Владимир (или его власти) не сильно захотел, чтобы мы его посмотрели.
Едем в Боголюбово (4 км от Владимира), где расположена очень красивая церковь Покрова на Нерли (у места впадения Нерли в Клязьму). Из доступных нам источников выяснили, что полностью подъехать туда не удастся, т.к. до церкви ведет тропа примерно полтора км. Но мы не думали, что не окажется какой-либо пристойной стоянки для машины. У местной бабули узнали, что можно остановиться у ж.д. станции Боголюбово, а дальше дойти пешком. Так и решили сделать, но увидав аборигенов (мальчишек), ошивающихся на так называемой стоянке (пыльная площадка, вся в рытвинах) и предлагающих свои услуги по мытью и охране машины (Дяденька, давайте посторожим), обоюдно решили, что лучше этого не делать. Даже издали церковь очень красива, можно представить, какова она вблизи!
Немного расстроившись, едем обратно в Суздаль, поскольку уже около пяти вечера. Опять проехали через весь Владимир (только для того, чтобы посмотреть на Золотые Ворота еще раз), на объездной дороге заправились, на этот раз на заправке Славнефть: и бензин (92) вполне приличный и сервис нормальный. А машина наша молодец (тьфу*3)   выполняет все наши желания: Хочу туда, хочу сюда, и поближе. На суздальскую дорогу съезжаем в хорошем потоке машин, если не сказать в почти пробке (и тут едут на дачи: пятница, легковушка за легковушкой, на верхних багажниках). Съехали на обочину, точнее заехали в ячменное поле, попить припасенного чайку и закусить бутербродами (только сейчас вспомнили, что не ели).
По дороге заехали в музей деревянного зодчества (на территорию залезали через дырку в заборе, как и несколько других посетителей), красиво, но не естественно.
А вечером решили сходить в ресторан (при ГТК), посидели замечательно: и жульенчик был очень вкусный, и мясо, и обстановка вполне приличная. Кстати, ресторан  расположен на 2 этажах, стоит походить и выбрать столик поудобнее. В холлах   множество коробейников с  разными сувенирами, не только местными, художница торгует своими произведениями (некоторые пейзажи, на наш вкус, вполне достойные). Отношение очень доброжелательное, можно получить, по сути, искусствоведческую справку о промыслах, померить, поторговаться. Интересно не столько покупать, сколько в этом торжище находиться.
Немного прошлись вокруг ГТК: полно машин с московскими номерами, причем очень"крутых" ("новые русские" приехали на выходные оттянуться) и туристских автобусов со шведами, японцами, какими-то немецкоязычными людьми, но, кажется, не немцами. Вопреки нашим опасениям, ночь прошла достаточно спокойно (шумных соседей не обнаружилось), возможно благодаря конному милицейскому патрулю, наблюдавшему за порядком.

22.08.98   Суббота, пробег тот же, передвигались пешком.

А вот сегодня (наконец-то!) смотрели Суздаль. Перешли речку Каменку по мостику и пошли в сторону Покровского монастыря вдоль берега. Зашли в действующий храм v красиво. Но немного были шокированы тем, что на территории монастыря устроены гостиничные домики прямо вокруг действующего храма. Ладно, идем дальше. Цель - дойти до Кремля (суздальского).
Проходим через красивейшие места - Ильинский луг, по словам местного жителя - через стадо коров и коз, мирно жующих траву. Среди них был теленок, который даже не поднял головы от травки при нашем приближении. Пообщались с пастухом, доброжелательно и очень неторопливо. Прошли мимо разрушенной Ильинской церкви (остались только стены), но вроде бы ее собираются реставрировать.
Наконец-то вышли к Кремлю, при этом со стороны реки, миновав остатки земляных валов. Можно представить себе, чем были эти укрепления в прошлом! А сколько труда наших предков во всем этом!!! (Банальность, но это так). На территории Кремля: Рождественский собор (закрыт для посещений в связи с аварийным состоянием стен), Крестовые палаты. Случайно попали на концерт квартета церковного пения, были потрясены и акустикой Палат, и исполнением. Вышли из старой части Кремля на Кремлевскую улицу в сторону торговых рядов. Вокруг Кремля-  торговля сувенирами (но довольно вялая), катание на конных экипажах и прочая атрибутика туристского места.
Случайно набрели на открытый Успенский собор, разговорились с батюшкой (весьма колоритного вида), который рассказал о том, что роспись в целом сохранилась, лишь была немного подновлена примерно год назад, и содержит единственный новый выписанный фрагмент: царской семьи Николая II (к 85- летию посещения Суздаля).
Идем вдоль Торговых рядов, попытались запастись провиантом (завтра планируется большой переход), что прошло вполне успешно в комбинации ассортимента магазинов и бабулек возле них. Посмотрели ассортимент предлагаемых товаров (и книги, и обувь, и аптека v все в одном), довольно бедный, да и цены невысоки (в сравнении с Москвой).
Решили постепенно возвращаться в ГТК, но пошли берегом реки в сопровождении "кабыздоха" (очень своеобразный пес, причем за время
пребывания подобную смешанную "породу" встретили второй раз первый такой обитает возле ГТК). Вышли к заброшенному монастырю (на схеме города не нашли), попытались его обойти берегом- пришлось все же выйти на улицу из-за немеренной крутизны склона и отсутствия каких-либо намеков на тропинку. Но виды на Покровский монастырь и Кремль феноменальные!!!
Решили, не возвращаясь в ГТК, осмотреть, все-таки Спасо-Евфимьев Монастырь- усыпальницу рода Пожарских. Кстати, часовню и склеп на их могиле кто-то умный разрушил и в 60-е годы на этом месте возвели что-то бетонно-облицованное гранитом, абсолютно не вписывающееся в окружающуюся архитектуру. Впечатлений очень много: посетили Золотую Кладовую, книжную выставку "Сокровища 6 столетий", экспозицию Дмитрий Пожарский. Самое главное- послушали удивительный по красоте и самозабвенности исполнения колокольный звон (в выходные звонят каждый час). После своего концерта звонарь спустился с колокольни, купили у него колокольчик, пообщались с ним. А он разрешил нам и еще нескольким семьям подняться на колокольню: вид неописуемый!!! Когда, уже спустившись, размеренно беседовали со звонарем (так, о жизни, о превратностях истории, Москве, Суздале) на колокольню пытались зайти какие-то девицы, весьма фривольного вида (так скажем), произошел весьма поучительный диалог: Звонарь (строго) v Туда нельзя!
Девицы (резко, дыша свежим спиртным) - Но ведь оттуда только что выходили!!!
Звонарь (спокойно) - А это мои друзья приехали, что я им город не могу показать?
Звонаря звали Юрий, говорил очень О-кающе, вероятно не из Суздаля, а из Костромы. Вот так мы, вместе с несколькими другими семьями, стали друзьями звонарю- Вообще, народ нам попадался исключительно доброжелательный и открытый.
Такая маленькая прогулка по городу заняла около 7 часов, возвращаемся с усталостью в ногах и массой впечатлений. Описать все не возможно.

23.08.98   Воскресенье, 4404 км.

Собрали вещи, быстро сложились, выехали (после получения паспорта). Прощальный взгляд на Суздаль, еще раз проехали по его главной улице (а заодно купили кое-что из провианта и "Суздальской" минеральной воды), а затем вперед, в Иваново.
После выезда из Суздаля дорога идет вполне приличная, не сильно загруженная (вероятно сказывается воскресенье), мосты почти повсеместно ремонтируются или рядом со старыми строят новые. Если идет ремонт моста, то движение в один ряд с преимуществом встречного или перед встречным. На въезде в Иваново совместный пост ГАИ и таможни, от последнего мы долго не могли прийти в себя (это что, Ивановская область имеет таможенную границу? или что-то случилось в Москве?). Сами остановились, спросили у ГАЙца и таможенника как проехать до краеведческого музея, получили исчерпывающую информацию. Доехали, строго соблюдая рекомендации, быстро и "без потерь".
Парковка действительно оказалась (в отличие от Владимира), кроме нас там был еще и автобус, который привез мальчишек-солдатиков. Краеведческий музей, расположенный в здании с претензией на классический стиль, работал, правда, для осмотра были открыты всего только три зала. Разговорились со смотрительницей лет примерно 55 (по ее словоохотливости можно предположить, что мы за последнее время там были единственными посетителями) о музее и о жизни вообще. Музей создал промышленник и купец Бурылин, особняк которого находится напротив краеведческого музея и там сейчас размещен музей Ивановского ситца. Потрясающая экспозиция производства и образцов ситца XIX v начала XX веков. В бывшей библиотеке Бурылина сквозь полотна экспозиции прогладывает прекрасная роспись потолка с изображениями вельможных особ, портретами семьи Бурылиных. Вообще интерьеры самого дворца (в стиле модерн) производят неизгладимое впечатление.
Далее поехали искать дом-музей Цветаевых в селе Талицы. Естественно (карты не смогли купить), немного заблудились, попали на местный авторынок, пообщались (доброжелательно, они даже разрешили развернуться, там, где разворачиваться нельзя) с ГАИшниками. Наконец, еще несколько раз спросив дорогу, нашли то, что искали: бревенчатый дом, принадлежавший деду Марины Цветаевой, а затем ее дядьке. Дом хорошо сохранился, недавно был основательно отреставрирован. Экспозиция не обширная, но очень уютная и впечатляющая. Напротив дома v церковь, в которой служил священником дядька М.Цветаевой v Петр. Церковь частично отреставрирована, несмотря на то, что в 1957 году была снесена колокольня и 2 этаж церкви. Кстати, музей пользуется популярностью среди Ивановских молодоженов, которые могут тут справить свадьбу.
Далее путь через Фурманов (дорога проходит южнее города) и Приволжск на Плес. По дороге заправились (опять на Славнефти), на заправке участвовали в оказании первой помощи какому-то бедолаге, который получил струей бензина почти в глаза (пытался налить его в пластиковые бутылки из-под Кока-Колы), промывали ему глаза, кажется, все обошлось. Дорога вполне приличная, но узковата для движения в 3 ряда. Опять идут ремонты мостов.
По дороге, выбрав приличный съезд, сделали остановку для еды- "а кушать хочется всегда". За Приволжском дорога стала существенно лучше по покрытию, практически прямая и идет почти постоянно под горку (к Волге), что позволило "поиграть в салочки" с явно грозовой тучей, которая шла правее нас, как нам казалось, даже отставала.
В полпятого добрались до Плеса, место чудесное! В самом Плесе дорога делает несколько довольно крутых поворотов (притом, что идет постоянно под горку, которая все круче и круче) и упирается в Волгу. Вот это вид!!! На набережной (для разворота на ней, чтобы не свалиться в Волгу, нужно искусство!) нашли музей Левитана и сразу туда, пока он открыт (все музеи Плеса работают под туристские теплоходы), до чего же красиво, несмотря на то, что экспозиция очень невелика.
После этого в соседнем здании обнаружили небольшой музей прикладного искусства, мало примечательный по экспозиции. Уже выходя из музея, решили спросить смотрительницу (потом, познакомившись, узнали, что ее зовут Галина Ананьевна) о том, где остановиться в Плесе на ночь, и тут выяснилось, что у нее в доме часто останавливаются москвичи и другие "дачники", чаще, правда, приезжающие отдыхать на 2-3 недели. Так что ночуем мы у нее, в очень комфортной пристройке к дому, с посудой, чистым бельем и т.д. Машина стоит напротив окон на ее участке.
Как только подъехали к ее дому, начался ливень (может быть, из той самой тучки?), да с грозой. По склонам неслись потоки воды, раскаты грома перекрывали все на свете. Гроза над Волгой, ширина которой примерно километр, это зрелище! Ни одна картина, видеофрагмент не способны передать этого!
Паромная переправа через Волгу, обозначенная на многих картах (в т.ч. новых), вот уже несколько лет, как не работает (была идея перебраться через Волгу на пароме и въехать в Кострому со стороны левого берега). Это же относится и к паромам выше и ниже по течению.
Легли спать и еще долго слышали с затона непривычно-окающее "Как там на Волге?", "Иди ходко" и т.д.

24.08.98   Понедельник, 4610 км

Выехать из Плеса решили пораньше. Нашему пробуждению в немалой степени поспособствовало городское стадо, которое, как выяснилось, собирают у нас под окном в 7 часов утра. Мычание коровы, заглядывающей в окно, пробуждает лучше самого изощренного будильника. Короткие сборы, прощание с гостеприимной хозяйкой, отказы на предложения остаться еще, проезд по набережной Плеса v и мы на пути в Приволжск. От него по вполне приличной дороге, идущей в основном мимо населенных пунктов, берем путь на Кострому. На удивление везде есть указатели, и мы не плутали. Дорога достаточно монотонная, не только по тому, что равнинная и довольно однообразная по рельефу и видам, но и по тому, что идет довольно противный мелкий дождик, а прерывистый режим работы стеклоочистителя работает через пень-колоду (где- то контакт отходит).
К 10 часам уже в Костроме, на въездном посту останавливает ГАИшник, молодой парнишка:
- Инспектор Дорожно-патрульной службы такой-то, номерной знак такой-то. Здравствуйте, предъявите документы.
Достаю документы, передаю, он тщательно изучает регистрационное свидетельство на машину, мельком взглянув на права. Сличает номер на машине и в свидетельстве, морально готовлюсь к открыванию капота для сверки номеров. Но осмеливаюсь и задаю вопрос:
- В Кострому едем, чтобы город посмотреть. Что вы порекомендуете? - ответ меня обескураживает:
- Да что уж в Костроме-то смотреть-то- Да вот только-то Ипатьевский Монастырь обычно и смотрят, v говорит на распев с большими паузами и сильно О-кая ГАИшник, сразу потеряв какой-либо интерес к машине, документам, нам. - В центре еще можно посмотреть- К Монастырю проедете так: после моста направо, потом- v следует детальное описание маршрута. А сам, аккуратно сложив, возвращает документы. - Хорошо вам отдохнуть.
Как мне показалось, тормозили только машины с не-Костромскими номерами. С поста сразу попали на мост через Волгу, длина которого около километра. На мосту велись какие-то работы, было сложновато двигаться, мост, в результате, мы проехали минут за 10. Естественно, мы проскочили нужный поворот и немного поплутали по городу, в очередной раз подивившись качеству дорожного покрытия и отсутствию информации в городах.
Наконец-то доехали до Ипатьевского Монастыря, возле которого вполне приличная (ровная и размеченная) охраняемая стоянка (5 рублей за любое время) и бойкая торговля сувенирами. Кое-что прикупили в подарки, особенно много льна в разных видах: скатерти, полотенца, рушники, салфетки. Есть весьма оригинальные. Кстати, сувениры можно купить и в самом монастыре, но перед ним и выбор больше и продавцы более колоритные. Посетили сам Монастырь, оказавшись на выставке посвященной дому Романовых, заглянули в Собор, в общем, пробродили около 2 часов и далеко не все посмотрели. Кстати, дождик, так донимавший дорогой, прекратился, и погода стала совсем сносная. Купив схематический план города, без лишних блужданий выехали на Ярославскую трассу. Кстати, и мост прошли быстро, без пробки.
Оставшиеся до Ярославля около 80 километров прошли ходко по довольно приличной, но маловыразительной, дороге. Вообще, дороги в Костромской области какие-то маловыразительные и почти не запомнились.
К 4 вечера приехали в Ярославль, на посту ГАИ были весьма придирчиво осмотрены (держали точно скорость толи 60, толи 50 км/час), но не остановлены. После того, как проехали пару раз мимо дома наших родственников, все же нашли и его. На постой определились так: мы с женой у родственников, а машина v на охраняемой стоянке в 15 минутах ходьбы от дома. Стоянок в Ярославле много, но наиболее дешевы и охраняемы те, что расположены на территории заводов, они во множестве понастроены по берегу Волги. За ночь берут от 4 до 10 рублей (в центре до 15), после 22 часов и до утра по стоянке бегает приличных размеров песик (помесь кого-то с кавказской овчаркой или кем-то столь же внушительным), достаточно доброжелательный персонал. На стоянку пускают только по предъявлению талона, который и заполняют и проверяют долго и тщательно, как пропуск на режимный объект.
Вечером с родственником оттянулись Ярославским пивом v очень качественным и легкопьющимся (примечание, сделанное после массового появления в Москве Ярпива: то, что везут в Москву или подделка, или завод испортился).

25.08.98   Вторник, 4800 км

Сегодня решили съездить до Пошехонья, но туда поехать через Данилов, а обратно, через Рыбинск, т.е посмотреть оба берега Волги. Дорога до Данилова часть федеральной дороги Холмогоры (до Архангельска) v в целом в очень приличном состоянии, но довольно много работников ДПС, разогнаться более положенных 60 или 90 км/час не реально, без угрозы выяснять особенности работы радара.
По дороге подъехали к Толгскому Монастырю, полюбовались им снаружи. Виды превосходят воображение. Примерно посередине отрезка Ярославль- Данилов есть съезд в Тутаев v старинный приволжский город. Решили не заезжать, но с дороги полюбовались главками соборов. Дорога, кстати, изобилует красивыми видами, идет перелесками, довольно много грибников.
Данилов обходим юго-западнее города по объездной дороге, которая идет выше города, по холму. Есть момент, когда весь город (по московским понятиям очень маленький) ощущаешь как на собственной ладони. Постройки, в основном, каменные, чувствуется купеческая основательность в этом городе.
Дорога Данилов-Пошехонье совсем недавно сделана, почти мимо всех деревень проложены объездные пути, и, несмотря на местами извилистость и холмистый рельеф, оставляет очень хорошее впечатление, чему в немалой степени способствует ее пустота и отсутствие ГАИшников (на встречу на примерно 90 км попались не больше 2 десятков машин). Очень красивы пейзажи вокруг. Само Пошехонье расположено на берегу Рыбинского водохранилища, старинный русский город или большое промышленное село, родина Пошехонского сыра, глубинка глубже некуда ("Пошехонская старина"). Торговые ряды в центре города, явные наметки регулярной застройки на манер Санкт-Петербургской (не выдержанные, правда, в дальнейшем), Собор, в чем-то напоминающий формы Адмиралтейства, - все это явные знаки о путешествии Екатерины Великой по Волге. Купеческих домов осталось довольно много, естественно, многие из них перестроены. Интересна по архитектуре церковь при кладбище. От эпохи социализма остался памятник Ленину ровно напротив торговых рядов, кинотеатр (по виду он требует ремонта больше, чем собор) с нелепой площадью перед ним, автобусная станция, да не выходящие из подпития мужики о чем-то спорящие в ожидании неизвестно когда доковыляющего досюда автобуса. Но сам по себе городок очень мил, и не только по тому, что здесь родина наших родственников, а потому, что именно в таких городах и ощущаешь особенно остро Россию.
Купили целую полуголовку Пошехонского сыра (около 3 кг), вызвав немалое удивление у продавца в фирменном магазине "Пошехоночка". Но этот сыр отличается от того Пошехонского, что привозят в Москву, не меньше, чем настоящий Rolex от его имитации тайваньского происхождения.
Из Пошехонья выезжаем дорогой на Рыбинск, дорога идет вдоль берега Рыбинского водохранилища, которого, правда, почти не видно за перелесками, а вот мелкие речки попадаются на каждом шагу (точнее, обороте колеса). Дорога вполне приличная, но поуже и покрытие кое-где требует ремонта (ближе к Рыбинску он идет).
Проголодавшись, ищем место для обеда и находим его метрах в 50 от берега водохранилища на заброшенной площадке отдыха. Когда-то здесь чьи-то умелые руки построили беседки, сделали скамейки, эстакаду, туалеты, удобный съезд и сход на траву- Кажется, даже та же заботливая голова пыталась построить что-то типа ресторана или кафе. Но сейчас хозяина здесь явно нет, вокруг равномерно рассыпан мусор, а воспользоваться туалетом- Очистить это - сродни одному из подвигов Геракла. Почему мы такие -? Несмотря на эти невеселые мысли, обед на свежем воздухе под тихий шелест волн и щебетание птиц прошел очень даже здорово.
В сам Рыбинск (он большей частью на правом берегу Волги, а мы- на левом) можно попасть по дамбе и над шлюзом гидроузла или через мост в черте города. Решили ехать по дамбе (и посмотреть всю ширь водохранилища), но промахнули нужный поворот (указателя нет, ориентир- пост ГАИ по левой стороне, если ехать в Рыбинск- сразу не заметили и не придали ему значения) и оказались в центре Рыбинска. Переехали мост через Волгу (она здесь поуже, но все равно впечатляет), на котором меняли асфальт (немного постояли у временного светофора), насладились видом собора, колокольня которого сильно смахивает на Петропавловскую крепость Петербурга (и тут неугомонная Катькина рука!), быстро миновали центр города и попали на объездную дорогу: по 2 широченных полосы в каждом направлении, с разделительным газоном, но покрытие- (больше 60 опасно для подвески). Заправились на аккуратной, явно частной заправке, бензин хороший, сервис удовлетворительный.
Рыбинск произвел неоднозначное впечатление: явно большой город, явно с историей, явно с промышленностью, но какой-то сонный, что ли. Дорога Рыбинск-Ярославль не только широкая (3-4 ряда), но и хорошего качества (за исключением нескольких очень коротких участков в населенных пунктах и возле переезда), кажется, что и скорость не контролировали. Дорога идет по умеренно холмистой местности, красивая (много перелесков), достаточно хорошо оборудована (указатели, площадки отдыха и т.д.), на въезде в Ярославль- пост весового контроля (определяют нагрузку на ось), для легковушек он значения не имеет. В самом Ярославле уже ориентировались быстро, поскольку имели план города.

26.08.98  Среда, пробег тот же, поскольку ходили пешком

Сегодня решили прогуляться по Ярославлю. Дошли до речного вокзала, узнали, что каждый час маленький теплоходик отправляется в сторону Толгского Монастыря. Местными дачниками и пенсионерами этот теплоходик используется для переправы с берега на берег, поскольку для них проезд (или проход v как правильно?) бесплатный, а автобус или троллейбус будет телепаться через мост очень долго. Публика, поэтому, на палубе совсем не туристская. Вода всегда успокаивает, Волга - тем более. Виды по берегам великолепные. На этом же теплоходе вернулись в Ярославль. Прогулялись по Красному спуску (главный сход к берегу Волги), очень впечатляет, поскольку представляет собой что-то среднее между бульваром и сквером. Не имея в руках путеводителя просто пошли в строну концентрации маковок церквей и не ошиблись, оказались в историческом центре города. К чести ярославцев, все выглядит очень пристойно, есть таблички, можно ходить без путеводителя. Много цветов, единственно, что не вяжется со всем остальным v здание бывшего обкома партии. По сравнению с ним старый рынок выглядит куда уместнее рядом с Кремлем, монастырями, торговыми рядами, Город многолюден, магазины явно не пусты: есть и товар и покупатели. Возле торговых рядов - замечательный книжный магазин, интересные выставки в большинстве музеев, множество возможностей купить сувениры. Переписывать путеводитель не имеет смысла, впечатлений очень много. Вернулись на базу часов в 6 вечера, утомленные от ходьбы и окрыленные увиденным.

27.08.98   Четверг, 5140 км, приехали в Москву 5443км (МКАД)

Выезжаем из Ярославля в Москву. Несмотря на то, что наше путешествие заканчивается, впереди мы запланировали еще три остановки: в Ростове Великом, Переславле Залесском, Сергиеве Посаде. Трасса узковата для такого количества машин, которое по ней передвигается (или перегоняется), а в районе Переславля (на переславских горках) просто опасна вследствие обгонов с выездом на встречную полосу.
Ростов встречает нас мелким, пронизывающим дождичком и довольно прохладной погодой. Несмотря на это, находим съезд к озеру Неро, которое не может отставить равнодушным никого: на линии горизонта серая вода сливается с серым же небом. Немного гнетуще, но простор и величие ощущаются сразу. Возле Кремля (хорошо знакомого всем, кто смотрел "Иван Васильевич меняет профессию") припарковываемся и идем осматривать его.
Перед кремлем, в арке стоят несколько человек и предлагают прямо с фабрики ростовскую финифть. Этот промысел прославил мастеров Ростова Великого, и хотя продаются явно не уникальные произведения, можно выбрать понравившиеся броши, кулоны, серьги, браслеты, шкатулки, и еще какие-то предметы, названия которым мы не знаем. Все очень красиво, доступно по ценам (из разговора стало ясно, что работники получают зарплату своей же продукцией), продавцы охотно дают пояснения, в том числе и искусствоведческие. В кремле тоже можно купить финифть, но цены выше, а выбор v меньше.
В самом кремле открыты несколько экспозиций, естественно, ключевая посвящена финифти, очень милая выставка фарфоровой и фаянсовой посуды, изразцов, хорошее собрание икон (даже XV-XVI веков), краеведческая экспозиция. Из-за погоды далеко не все открыто, не пускают на стену и башни. Сама территория весьма аккуратно приведена в порядок и все вместе производит ухоженное впечатление.
Село Львы встречает нас огромным количеством репчатого лука: в косичках, ведрах и ведерках, мешках, просто рассыпанным в горках. В других местах лука не встречали, купили ведро (наивно полагая, что хватит на долго).
В Переславле Залессоком решили прежде всего посмотреть на петровский ботик- один из первых кораблей Российского флота, построенный на Плещеевом озере. Для этого проехали, почти не обращая внимания на него, центр города и свернули направо (указателей нет, спрашивали дорогу у местных жителей). Погода дала передышку в дожде, но все равно достаточно хмуро и промозгло. На холме, с которого открывается вид на Плещеево озеро, поставлен современный (довольно удачный) памятник молодому Петру, в этом юном возрасте еще не Великому, а, если подняться по аллее многовековых деревьев выше, совсем на вершину холма, попадаешь в усадьбу, в которой и находится ботик. Музей закрыт, можно посмотреть только старый памятник, посвященный закладке флотилии на Плещеевом озере. Вид на само озеро великолепный, немножко, правда, испорченный современной ресторацией в подножье холма.
Возвратились на трассу и повернули к монастырю. Перед монастырем обнаруживаем памятник Михаилу Кошкину, конструктору танков. Оказывается, что он родом из Переславля. Памятник представляет собой просто стоящий на постаменте Т34-85. В монастырь не пошли, в том числе из-за строгого запрета фотографировать на его территории, лишь из ворот посмотрели на бюст основателя Переславля v Юрия Долгорукого.
Вновь выехали на трассу и пошли в сторону Москвы. Дорога стала немного шире, а "горки" постепенно закончились, ехать стало гораздо спокойнее. В Сергиев Посад решили не заезжать, поскольку переполнены впечатлениями: боимся не только расплескать, но и перемешать. На въезде в Москву (от Мытищ начиная) пробка, в которой стояли около получаса.
Вернулись!!!

Итоги

-нет дороге окончания, есть, зато, ее итог:
дороги трудны, но хуже без дорог-
Ю.Визбор

Строго говоря, трудных дорог нам не попалось. Движение со средней технической скоростью порядка 70-80 км/час по пустым дорогам для привычного к забитым улицам и стоянию в пробках москвича представляется приятной прогулкой. А короткие участки выбитого покрытия, гравиек и прочих дорожных гадостей воспринимаются как приятные дополнения. А вот без дорог, действительно, худо.
Прежде всего, дороги дарят ощущение свободы передвижения. Несмотря на наличие общего плана, мы не знали утром, куда конкретно мы поедем сегодня. Все определялось дорогами и собранной информацией о том, что интересно посмотреть.
Во-вторых, дороги постоянной сменой пейзажа позволяют отдохнуть взгляду. Говорят, что психологи считают основным стрессовым фактором для горожан однообразие жизни: дом- работа- развлечения из ограниченного круга, плюс к этому постоянный стресс. Если к этому забавить еще и отпуск, который будет так же однообразен, как и весь остальной год, то совсем тоска- Правда, можно сказать, что дорога тоже однообразна, однако все зависит от того, как на это смотреть.
В-третьих, мы очень много посмотрели (конечно, еще больше не увидели, просто не зная, куда смотреть!), гораздо больше, чем посмотрели бы сидя на одном месте. Дороги позволили хоть в малой степени восполнить пробел в школьном образовании, имея в виду наше поразительное незнание истории собственной страны.
В стиле "дебет-кредит", итог нашей поездки выглядит так: 8 дней; 1711 км, из них 900 км по местным дорогам; средний расход бензина ___ л/100 км, поломок в пути (тьфу*3) не было; штрафов не платили; потратили такую-то сумму денег; проехали по 5 областям центральной России; отснято 2 часа видео, 56 фотографий на цифровую камеру (именно эти снимки иллюстрируют отчет), порядка 60 кадров. Но так же, как размер совокупного дохода не определяет удовлетворения жизнью, так и сухая бухгалтерия не применима к оценке такого путешествия
.


разворот...   К отчетам...

Главная      Информация     Отчеты и ссылки     Заметки на обочине     Клуб Автодрузей     Обратная связь


   

Copyright © 1999, 2000 IgorTom
E-mail: e95@nasmnogo.ru