Отчеты
  doroga_animation
Главная страница
Срочно в номер !
Информация в дорогу
Отчеты и ссылки
Автодрузья
разворот...   К отчетам...

Предоставлено Дмитрием Дроздовым  - 09/11/99

Отчет о поездке:  Москва- Малоярославец- Брянск- Рославль Смоленск- Невель- Великие Луки- Пушгоры- Новгород- Луга- Санкт Петербург- Валдай- Москва.

20.07.99 Вторник старт в 10:00

Из Москвы выбираемся в почти пробке через Профсоюзную улицу на дорогу А101 (на Рославль). В Троицке не смогли проехать мимо Макавто; слегка подкрепились - ну можно же иногда побаловать "себя - любимых".
Направляемся на г.Малоярославец (французы в 1812, немцы в 1941, а теперь мы, но с совсем другими целями). Дорога среднего качества, но весьма выразительная; идет по смешанным перелескам, ближе к городу становится больше сосновых лесов. Сам Малоярославец оказался "никаким" (т.е. абсолютно невзрачным), однако красив храм, построенный в центре городка в 1912 году к столетию Отечественной войны 1812 года. Недалеко от этого собора - братские могилы погибших в боях под Малоярославцем,памятники на них также построены в 1912 году, сейчас хорошо отреставрированы. Поразительно, что орудия (пушки), которые стоят на этих памятниках, заряжались с казны, затворы, судя по всему, были клиновыми с верхней запальной трубкой. Так что, кажется, был не прав Лермонтов: "Забил заряд я в пушку туго" (что характерно для заряжания с дула) - уже наступило другое время. На осмотр города под мелким противным дождиком потратили около часа, а выехав из города решили "помямлить" (подкрепится прихваченной с собой мямлей - тушеными кабачками), поскольку избушку братца-кролика не нашли, довольствовались какой-то обочиной, кстати весьма живописной, поскольку за узким полем стоит лес.
Далее выехали на дорогу М3 (трасса на Киев), ехали под дождем то мелким и противным, то сильным, отмечая каждый мости ухабами (покрытие для такой трассы ниже среднего). Но дорога сам красивая: идет по пологим холмам, почти не петляет, ближе к Брянску леса обступают дорогу. Одновременно с этим непонятным образом куда-то пропадают все указатели (наверное, сильны партизанские традиции Брянского края).
Наконец-то прибыли в Брянск, проехав мимо поворот (даже и на этой развязке указателей просто нет, а под мостом - немеренная лужа). Остановились в гостинице Совавто (справа от дороги, если ехать от трассы, указатели есть): туалет на этаже, душа просто не существует, но достаточно чисто и спокойно. Для машин - действительно охраняемая стоянка. Перебиться одну ночь вполне можно, гостиница недорога (в сумме меньше 100 руб). Чтобы позвонить в Москву нужно иметь талон (или просто позвонить с почты, которая расположена в 3 кварталах от гостиницы, работает, кажется, круглосуточно, но выход на московские мобильники с "кривыми" номерами тоже кривой - т.е. его просто нет). Пока устраивались, дождик закончился (кажется). В 22:10 даже луна появилась, подсветив собой сосны, красота.

21.07.99 Среда

Стартуем из Брянска, предварительно решив проехать немного по городу.
Цель - Клинцы, по дороге собираемся заехать в Красный Рог (это родовое имение А.К.Толстого - поэта, писателя, энциклопедиста, и, как оказалось, крепкого помещика).
Сам Брянск - достаточно крупный, но "раскидистый" город: сначала идут вполне современные кварталы, потом дачи, в самом прямом смысле этого слова, потом опять жилые кварталы. Довольно много памятников тапа танков и пушек, а так смотреть особо не на что, разве что на реку Десна. Она красива даже в черте города. На выезде из Брянска на дорогу М13 (она идет на Клинцы, а потом в Белоруссию и Украину) построена современная заправка. Заправились "до полного бака" при этом деньги отдаешь после (!) заправки, а не до!!!. Есть небольшой и чистенький магазинчик. Вообще все очень даже на уровне.
Сразу за заправкой маленько разогнались (до 110 км/ч) и попались ГАЙцу в лапы, а детектор молчал. Останавливает, показывает скорость (108) и таймер; скорость наша, доволен до чертиков. Спрашивает "на месте или по протоколу", был выбран первый вариант, вобщем сторговались на 40 руб. Но почему молчал детектор? Подвожу под это разговор, кстати, эта беседа дает возможность вообще не показывать ни права, ни другие документы, а ГАЙ показывает свой радар - он новый, сделан в форме пистолета, очень легкий и приличный по дизайну. Говорит, что Питерского производства, проводим контрольные замеры, мерит очень быстро, менее секунды. В общем, несмотря на отданные деньги, этот ГАЙ настроения не испортил, а даже предупредил об участках скрытого патрулирования (с его слов меняются каждый день).
Легко доехали до Красного Рога, по указателю и после расспросов местных жителей нашли усадьбу, сейчас там детский санаторий, но посредине стоит кирпичный усадебный дом (как выяснилось, построенный в 1987 году вместо разрушенного во время войны, из старого сохранился только деревянный флигель). Музей пока закрыт (слишком рано). В самом селе - прекрасно сохранившаяся деревянная Успенская церковь. Построена в 1798 году из соснового бруса. Зашли. Очарование!!! А какая акустика!!!
Едем дальше, дорога в целом среднего качества, местами фурами выбиты неглубокие колеи. Сама дорога идет по красивым местам: поля, леса и перелески, много речек с красивыми берегами, но почти нет заболоченных мест, хотя луж, после вчерашнего дождя, предостаточно. Идет ремонт и самой трассы и прилегающих дорог, мостов, что-то копают вокруг, но движению это нисколько не мешает. Довольно много в обоих направлениях фур и микроавтобусов, но едем спокойно. Поля вокруг дороги преимущественно засеяны, на лугах пасутся весьма упитанные коровы - в общем дорога не безжизненна.
До Клинцов доехали без остановок и приключений. В городе, проехав под железной дорогой (кажется мост был построен в начале века вместе с дорогой), почти сразу попали на Проспект Ленина и обнаружили квартал старых деревянных рубленых домов, рядом какие-то постройки 30-х и 50-х годов, какие-то кирпичные и деревянные пристройки к таким же рубленным домам. Здорово и спокойно, размеренно жизнь течет в этом городе. Нашли краеведческий музей, закрытый для посетителей по причине ремонта (там не только конь, даже жеребенок не валялись), надеемся, что музей когда-нибудь откроют. Потом обнаружили старообрядческий храм (в Клинцах старообрядцев много), который никогда не закрывался. Сам он деревянный, рубленный, металлические там только петли, запоры, да замки. Храм оказался закрыт, но калитка (на великолепном кованом засове) на его территорию - открыта. На территории - колодец, скамейки, цветники, очень аккуратно все содержится. На одной из скамеек сидел седобородый, так и хочется сказать старец, но лет ему около 60, наверно:
- Молодой человек, что вы хотите?
- Да вот, собственно ничего, только посмотреть хотел бы-
- Посмотреть - это хорошо, можно даже сфотографировать- Только хулиганить не хорошо, а все остальное - хорошо- Ну что же вы стоите?
- Спасибо, только хулиганить я и не собирался, не для того приехал.
- Да про хулиганство я не вам лично, я вообще говорил- все хорошо, особенно посмотреть.
И так в задумчивости он сидел, пока мы ходили вокруг храма, и о чем-то явно своем думал.
Дороги в Клинцах - особое приключение, точнее слалом по-клинцовски: такого количества рытвин и ухабов мы не видели, наверное, нигде. Единственно хорошо то, что машин мало и объезжать можно хоть по встречной. В центре еще есть несколько православных каменных церквей, довольно красивых. Сам город носит отпечаток своего кожевенно-ткацкого предназначения в конце XIX- начале XX веков: много торговых и управленческих кирпичных зданий, вообще есть на что посмотреть. По уже известной дороге возвращаемся почти до Брянска, заехали в Красный Рог, специально для того, чтобы посмотреть музей. Музей оказался открыт, да сам директор гостей встречает. Звать его Михаил Дементьевич, но по говорливости его стоило бы назвать Разговор Разговорычем, да еще и с хитрецой: увидев видеокамеру, говорит, что билет стоит 15 рублей, кстати цен на билеты нигде не написано, хотя билет стоит 5 рублей. Экскурсия затянулась благодаря как говорливости экскурсовода, так и действительно очень интересной экспозиции.
По дороге в Брянск находим приличную площадку, где и обедаем. Решаем, что переночуем в Рославле (там, кажется, есть кемпинг), до которого доехали быстро и без особых приключений. По дороге заехали в село Овстуг, там музей Ф.И.Тютчева, немного погуляли по действительно очень уютному парку, но сам музей закрыт (поздно). Усадебный дом, вероятно, недавно восстановлен, производит неплохое впечатление. По дороге подбросили какого-то ГАЯ, как выяснилось, капитана футбольной команды, на принципиальный матч Динамо-ЦСКА (естественно, на местном уровне), довольно забавно он спешил и просил побыстрее-
До Рославля - приличная дорога, вокруг него две объездные дороги, но на легковышке интересно проехать через город, в центре много старых и довольно интересных построек. Пытаемся найти место для ночлега, но ничего пристойного не находим, хотя и проехали город в прямом смысле "вдоль и поперек". Кемпинг есть на северной объездной дороге, но такого вида, что в нем лучше не останавливаться. Единственно, что обрадовало, так это самая дешевая связь с Москвой: меньше 3 руб за минуту разговора. Обидевшись на город и увидев указатель "Смоленск" едем в него и сразу же находим шоферскую гостиницу (без душа, но чистую), где и ночуем.

22.07.99 Четверг

Сегодня решили посмотреть Смоленск, сменив заодно гостиницу. Для этого в центре города заехали в гостиницу Россия (судя по экстерьеру и интерьеру, а также по ценам на номера, достаточно приличную). Портье, спокойный седоватый господин в годах, порекомендовал остановиться в Красном Бору - дачно-пригородном месте Смоленска (сейчас в пределах знаков "Смоленск"), а не у них в гостинице (чем не только удивил, но и поднял рейтинг своего заведения).
Красный Бор был раньше зоной отдыха: озеро с островом посредине, сосновый бор с прожилками березы, санатории и пионерские лагеря. На территории одного из них разместилась гостиница, как оказалось, очень приличная: двухэтажный корпус, двухместные номера двухкомнатные, горячий душ (у них свой котел, а в центральных гостиницах вода только холодная), прилично сделанный ремонт, телевизор и холодильник в номере, и все это за 210 руб в сутки за номер. Есть бар и сауна за отдельную плату, пионеры совсем не мешают.
Остановились, сходили на озеро, искупались, даже снялись в сюжете для местного телевидения о спасении утопающих. После съемки уже выяснилось, что нужно было снимать, как не надо спасать, а я вытащил какого-то Ваню (лет 8ми) правильно, и даже перевернул его, вытряхивая виртуальную воду из легких. Огорчению руководителя съемок (комиссар в юбке лет, на вид, 45) не было предела.
После этого съездили в город, и город посмотреть и провиант закупить. Дороги в самом городе - испытательный полигон для подвески, особенно на пересечениях с трамвайными путями, которых лишь чуть-чуть меньше, чем в Питере. Историческая часть города: остатки крепостных стен, Успенский собор, Днепровские ворота, еще несколько храмов - производят весьма интересное впечатление. Они величественны, если не сказать величавы, но лубочные, что ли. Побродили и посмотрели, весь город лежи по обоим берегам Днепра, который никак не выдает своего величия ниже по течению. Город расположен на горах (холмах), очень живописно.
Из города выехали на объездную дорогу и выехали по Витебскому шоссе в сторону Катыни (той самой, где не понятно кто устроил массовый расстрел поляков, а может быть и кого-то еще). Вокруг красивые леса. Для обеда заехали в перелесок на вершине холма: очень живописное место, с которого просматриваются главки Успенского собора и город. Только закончили трапезу первого блюда, как были срочно изгнаны тяжелыми каплями дождя, перешедшего в ливень. Пришлось срочно уносить ноги, точнее колеса, с глинистой грунтовки. До гостиницы доехали нормально, где и доели еще теплое второе. А дождь перестал. Погуляли вокруг, запах леса не в состоянии передать ни одна бумага.
Как добраться до гостиницы в Красном Бору: въехать в Смоленск со стороны Витебского шоссе (с Запада), слева начнутся пригородные кварталы, за ними потом - лес. Смотреть влево, есть указатель на санаторий и гостиницу Красный Бор. Повернуть налево (если слева появится продуктовый магазин, а справа ресторан Эдем, то нужный перекресток уже остался позади). Справа от дороги (200-250м) - ограда лагеря Смена, на его территории - гостиница. Если там нет мест, то можно приютиться в санатории и пансионате рядом, администратор подскажет. Бармен легко пускает к себе на кухню, если что надо. Рядом (на дороге) ресторан с нормальной и не очень дорогой (московское мерило) едой,
круглосуточный гастроном. Машина стоит рядом с корпусом, под приглядом сторожей.

23.07.99 Пятница

В 8:00 выехали из гостиницы в Красном Бору. Дорога на сегодня предстоит Смоленск - Невель - Великие Луки - Пушкинские Горы.
В Смоленске немного поплутали (не повернули вовремя) по горам (виды наикрасивейшие), конечно же "намотали" лишние 60 "с хвостиком" километров. Но нашим 68 лошадям "сто верст - не крюк" и виды стоят того. Наконец-то выехали на дорогу на Велиж (кстати, и тут указателя не оказалось, но ГАЙцы подсказали), до которого доехали без приключений, поскольку дорога хороша и красива. Мелкие населенные пункты особого впечатления не оставили, равно как и сам Велиж.
Не останавливаясь, отправляемся в сторону границы Смоленской и Псковской областей, примерно за 8 км до нее дорога становится "прекрасной" - гравий; мелко- и крупно-пузырчатый, перерыто много, обочин нет, дорога петляет, но машины идут. Преодолев это, движемся на Усвяты. Идут дорожные работы, и достаточно активно. Вообще вся Псковская область - это сплошь озера, озерца, реки, речки, речушки и болотца (очень небольшие), между которыми очень живописные, преимущественно сосновые, леса. Остановились возле озера Узмень в Усвятах. Вот где красотища!!! На машине можно въехать практически в воду: пологий песчаный сухой берег. Правда, он понравился не только нам, но и постоянно посещается стадом "му-му". Кстати их в окрестных селах немало, и по дорогам они ходят, представляя большую опасность, чем ГАИ. Птицы также облюбовали это озеро с чистой и прозрачной водой.
Едем дальше, практически по границе с Белоруссией (из леса с белорусской стороны, кстати, выходит несколько проселков, езженых, но "погранцов" не заметно), помахали ручкой "батьке Лукашенко". Только проговорили, что в Псковской области не занялись еще ремонтом дороги (вполне приличного, кстати, качества), как тут же в это самое и уперлись. Полотно дороги расширяют, одновременно во многих местах подсыпают, исправляя профиль. Сыпят и гравий и песок, а песочек - хоть в песочницу детям: желтенький, меленький, сыпучий- да и насыпан местами до полутора метров высотой. В одном из таких барханов сели на защиту картера, стали грести балкой заднего моста (вообще сидим неплохо). Вдруг откуда ни возьмись "дядя Федя" на тракторишке, он-то и вытянул нас на веревочке; как жаль, что даже имени его не спросили: помог, услышал спасибо, ответил "Да што уж там", махнул рукой и уехал на своем драндулете куда-то. Ну в общем выбрались на гравийно-булыжную дорогу, а через пару км - и на свежеуложенный асфальт. Работы ведутся активно, так что к концу лета здесь будет очень хорошая дорога, наверное.
До Невеля - без приключений. Сам город - небольшой, мало что из себя представляет, разве что название явно выдает неславянское происхождение поселения. Вокруг очень красивые озера. В с. Марьино нашли съезд к озеру Воротно. Место шикарное: сосны (сухой лес), довольно приличный пешеходный сход на песчаный пляж, дно очень пологое, камней нет. У берега вода даже горячая :-), а машину легко оставить на кромке обрыва. В лесу много черники, но ягод нет (проклятая жара!). Таких съездов несколько, от предшественников много мусора не осталось, можно найти даже как-то оборудованные костровища. Обед в такой обстановке есть одно удовольствие-
Отправляемся дальше в Великие Луки - древний русский город в излучине реки Ловать. В городе сохранились земляные валы старой крепости, много мемориалов, Собор Святого Вознесения (видимо, закрытый на реставрацию), Казанский собор (до него не добрались). Впервые в городе столкнулись с оригинальной организацией движения, как выяснилось, возле рынка: въезд на несколько улиц закрыт в пятницу, субботу и воскресенье с 8:00 до14:00. Машину есть где оставить и побродить по городу, который достаточно интересен, можно даже искупаться в Ловати, прямо у основания земляных валов в центре города.
Движемся дальше - через Насву, Локню и Бежаницы на Новоржев и дальше в Пушкинские горы, в гости к Александру Сергеевичу в Михайловское. Упомянутые городишки и села очень живописны, но мы торопимся и проходим их "схода", только успевая заметить огромные аистиные гнезда на верхушках столбов. Аистов довольно много. Дороги асфальтированные, в приличном состоянии, равно как и переезды. ГИБДД не встретились.
В самих Пушкинских горах обнаруживаем симпатичную (новую или недавно отремонтированную) гостиницу. Администратор, назвав цены (за 2-х местный номер около 500р/сутки + 30 рублей за машинину стоянку, за полулюкс - больше 750 руб), порекомендовала подъехать на турбазу, сказав, что там подешевле, хотя и пошумнее ("там дети отдыхают"). Последовали ее совету и устроились на турбазе: 2-х местный номер 160р/сутки + 20р за машину (стоянка охраняемая); доехать очень легко, поскольку есть и указатели и спросить можно. Удобства в номере, правда, весьма относительные: туалет и душ в "одном флаконе" меньше метра по площади, а душ - это просто душевая сетка и кафельный наклонный пол этого самого заведения (сток, правда, есть-), из сифона под раковиной - сифонит, седалища у унитаза нет. Но в общем-то все хорошо, и дети оказались совсем не шумными, несмотря на то, что великовозрастных и помоложе бездельников просто расселили по номерам на третьем этаже, на этом вся организация закончилась.
Немного прогулялись вокруг: красотища. Люди здесь отдыхают очень разные: много из Питера, есть из Москвы и Московской области, в основном семьями и на машинах. Довольно спокойно. Местные жители общительны, откровенной пьяни не заметили. Турбаза очень удачно расположена: и к Михайловскому и к другим Пушкинским местам хорошие подходы по живописным полевым дорогам (призываю всех там ходить: если ездить - половину или больше красот не заметите, да и близкие подъезды к заповедникам запрещены).

24.07.99 Суббота

Утром решаем исследовать юго-запад Псковской области: Опочку и Себеж (Себежский национальный парк).
Бодро и весело, посмотрев по карте дорогу, выехали из Пушкинских Гор. Отъехав совсем немного, натолкнулись на схему объезда моста в районе села Селихново, который решили вдруг отремонтировать (это после-то юбилея). Дорога объезда оказалась просто шикарной- первые 5 км, а далее на проступающий местами булыжник и сильно побитый асфальт навалена гравийная подсыпка (местами она даже не разровнена) и эта прелесть продолжается 15-16 км. Если едешь медленно - машину трясет как в лихорадке от резонансной вибрации, если со скоростью 40-50, то поднимается такой шлейф пыли, что в пору включать фары и вести по приборам.
Кое-как выбрались на приличную трассу (Петербург-Киев) и до города Опочка добрались без приключений. Трасса хорошо оборудована площадками отдыха, они чистые!
В Опочке пробежались по магазинам: автозапчастей, хозтоваров, продуктовым. Они сконцентрированы в центре, много местных дешевых товаров, а на рынке можно прилично отовариться овощами, сыпучими продуктами и прочим. Городок маленький, но очень симпатичный, жители доброжелательны и спокойны. Вообще такую экскурсию полезно пройти всем столичным жителям с их суетой в крови.
Едем дальше - на Себеж. Дорога очень красивая, ближе к городу стала более гористой, а сам Себеж зажат между 2 озер. Поразительной красоты берега и сосны, сосны, сосны.
Город находится как бы на горе. Забрались на самое высокое место в районе старой крепости, откуда можно одновременно увидеть оба озера- противоположных берегов не видно и можно представить себе какой наглостью нужно было обладать, чтобы пытаться взять эту крепость. На вершине - довольно симпатичная православная церковь (действующая), колокольня ниже - в стадии хронического ремонта, краеведческий музей малоприметен и оказался закрыт.
Кроме озер, одной из достопримечательностей Себежа является святой источник, да с такой вкусной (чуть-чуть минерализованной) водой, что к нему паломничает полгорода (с флягами, канистрами, бидонами). А как вокруг источника чисто и аккуратно! Сам родник находится на высоком месте, к нему проложена лесенка, слева от которой булыжниками вымощена дорожка для тележек. Над самим источником стоит часовенка, а вода вытекает из чистой (наверное из нержавейки) трубы. Внизу даже сделана стоянка для машин, возле которых стенды с информацией о воде в источнике, о самом парке, тексты написаны с огромным уважением к посетителям. Кстати, местные жители с большими бидонами охотно пропускают туристов с парой бутылок к источнику набрать воды.
Решили объехать озеро вокруг, виды берегов превосходят всякое воображение. Дорога на протяжении примерно 10 км - хорошо укатанная гравийка, пыльновато, но комфортно. По берегам есть удобные стоянки, часть занятые одиночными и групповыми авто- и пешеми туристами, в лесу должны быть ягоды и грибы (естественно в урожайный год). Судя по количеству лодок и удилищ, водится рыба, запретов на рыбную ловлю не видели.
Выехали из Себежа, направляемся обратно в Опочку - Пушкинские Горы. По дороге блок-пост милиции (еще в границах города) попытался подсадить нам попутчицу какого-то неприятного вида, сказали, что будем останавливаться в ближайшей деревне и услышали: "Понял, не мешаю. Счастливого пути!".
Нашли очень неплохой съезд с дороги в сосновый перелесок (на берегу озера недалеко от села Исаки). Пообедали, побродили по лесу (ягод нет из-за сухости, а должно быть много). За несколько км до этого места есть много съездов к р. Великая в верховьях, народ там активно купается.
По дороге приостановились купить огурчиков у бабули. Огурчики (целое лукошко, объемом на полтора полновесных ведра), только что собраны, на хвостиках даже сок не успел засохнуть, да и цветочки пока еще висят. А рядом с домом бабули - на современном железобетонном столбе лежит старое тележное колесо и гнездо аистов. Взрослый (то ли мама, то ли папа) стоит, а ниже 4 головки малышей. Бабуля давай рассказывать про малышей: "Они уже на ножки-то встають и крыльями машуть, машуть, машуть -", изображая руками и ногами, как они "встають и машуть", даже клюку из рук выпустила. "Трое нормальных, а один урод какой-то: головка маленькая, да хроменький- Но, может, выправиться-" говорила она, все показывая на аистят. Будем надеяться....
До турбазы доехали нормально, но возникло явное желание избежать это место объезда ремонта моста.

25.07.99 Воскресенье.

Сегодня - день преимущественно пеших прогулок: к могиле А.С.Пушкина в Святогорском монастыре, в Михайловское; в Петровское и Тригорское (это уже на машине). Самое запоминающееся из всего этого - виды природы: холмы, называемые здесь горами, сосны и ели, берега Сороти, поросшей где кувшинками, где камышом, луга. Неповторимо и необычайно красиво! Даже современные трактора, грузовики и комбайны как-то очень органично вписываются в ландшафт и не воспринимаются как железные монстры лугов и полей. Много, вероятно, и личного скота: коров, лошадей, овец и коз, которые оживляют пейзажи. Вообще все выглядит не безжизненным, а активно используется в хозяйстве, за исключением, естественно, музеев. Повсеместно немало валунов: огромных, поменьше и маленьких, поодиночке и группами, серых и гранитно-красных- В постройках (фундаменты, стенки и т.д.) бутовой кладки гораздо больше, чем кирпичной.
В Святогорском монастыре, с которого мы начали свои блуждания по пушкиногорью, оказался очень приличный звонарь, звонил он к окончанию службы. На территории монастыря (у входа и в приделе храма) ведется торговля разными сувенирами и литературой, много интересного. Можно, не без интереса, пообщаться со служителями и монахами.
Само Михайловское, и лес, и парк вокруг него, производят очень хорошее впечатление, несмотря на толпы туристские, которые могли бы все это вытоптать. Спасибо огромное сотрудникам музея, которые поддерживают эту красоту!
К Тригорскому и Петровскому (в последнем идет капитальная реставрация, и смотреть, кроме строительных лесов, нечего) лучше подъехать на машине. Дороги прекрасны, есть стоянки, даже кафешки. Кроме этого, как оказалось, стоит, переехав Сороть, свернуть направо на гравийку и полюбоваться прекрасным видом на Михайловское с противоположного берега (кстати, по реке кончается граница заповедника и можно разводить огонь, собирать ягоды и грибы).
Несмотря на краткость сегодняшних записей, впечатлений очень много, не хватает писательского дара, чтобы положить их в виде строчек.

26.07.99 Понедельник

Выехали из Пушкинских Гор, направление на Псков (через Изборск), Старую Руссу. Решили проехать через Селихновский мост, накануне из разговоров с местными удалось выяснить, что отдельные машины через мост проезжают, а строители, якобы, даже иногда берут деньги за пропуск по мосту.
Подъезжаем к мосту, все как и должно быть: "кирпич", "тупик", схема объезда. Но сам-то мост стоит целеньким, вот только асфальт снят (местами) и полностью нет ограждений. Проманеврировав между положенным у въезда и выезда плитами проезжаем мост, вообще не заметив никого, кто мог бы покуситься на какие-либо деньги. Едем дальше по прекрасному шоссе, а не по булыжно-гравийно-пыльному бездорожью, и поворачиваем направо на трассу Киев-Петербург, в сторону г.Остров. Чуть левее перекрестка есть очень приличная внешне заправка, 92 там по 4.50 (дешевле, чем в округе).
В Острове (мало примечательный городок, вокруг полно воинских частей) надо было найти дорогу на Изборск (идет почти параллельно трассе, но немного западнее), но найти ее не смогли, а местных с глупа не спросили. В результате попытались объехать город с севера по обозначенной на карте дороге: проехав метров 500 по асфальту, дальше вышил на накиданные бетонные плиты, потом бодро проскочили какой-то мелкий переезд (на карте есть - значит туда едем). А потом дорога перешла в гравийку, которая является частью автодрома какой-то очередной воинской части: вот это "дорога", хорошо, что ни БТРов, ни грузовиков в этот момент не было! В результате через 3 км, после нескольких нетривиальных маневров (объезжали что-то вроде воронок) вышли на нужную нам дорогу, которая оказалась очень приличной по покрытию и достаточно живописной, хоть и узковатой. Машин почти не было, ГИБДД вообще не заметили, единственная сложность - в деревнях есть довольно крутые повороты дороги, при этом связками, надо следить. Вне населенных пунктов - дорога прямая и предсказуемая.
Для осмотра Изборской крепости оказалось, что надо свернуть с основной трассы в районе магазина (город настолько маленький, что на трассе единственный магазин) на север и ехать как идет асфальт: он упрется в аккуратненькую стояночку возле стен крепости (строительства XIII века) и церковки (XVIII век), в которой сейчас музей. Огромное впечатление производит хорошо сохранившаяся древняя крепость из известняка (деревяшки, ясно, сгнили, но камень стоит), в которой приютились несколько жилых домиков (интересно, а их жители осознают, что они часть истории и замечают ли они эту красоту вокруг?) и красивейший храм, последние переделки в котором были сделаны в XVII веке. И здесь славяне обороняли свои земли от рыцарей еще с XII века!
Севернее города, на аккуратненьком кладбище, где есть совсем свежие могилы, стоит поклонный Труворов Крест, 1153 (может быть ошибка в последней цифре) года. Он кажется огромным (выше среднего человека), присмотревшись на нем можно прочитать по-славянски "чресло" и еще что-то. Но прежде, чем попасть к кресту, мы немного промахнули и выкатились на поле, а на нем ровными кругами свалены валуны - это, вероятно, остатки поселений аж III-IV веков. Кому и для чего служили эти постройки? Как они жили? Какими были?
С этими мыслями движемся в сторону Пскова, дорога прекрасная, много заправок и кафешек. Незаметно въезжаем во Псков, центр которого состоит из большого количества храмов, большей частью отреставрированных и приспособленных под разные нужды, но есть и действующие (т.е. можно зайти и посмотреть, как оно внутри). Совсем в центре - старинный Кремль, сложенный из обтесанных каменных блоков (известняк), а не из кирпича. В Кремле и возле него - остатки фундаментов разрушенных церквей: снесенных временем, врагами, да и нашей дурью то же (увековечить свое имя на обломках больно горазды). В центре - много достаточно современных магазинов, кафе, выставочных зальчиков, вообще город чистенький и ухоженный. В кафе-магазине "Лакомка" отведали местных пирожных, мороженого и т.д. - в общем классно отметили свой небольшой праздник, таких мест в округе было много, просто это первым попалось и приглянулось.
Решили спросить, как проехать к рынку, попалась для этого какая-то (относительно молодая) бабушка с дитем, ну очень словоохотливая, да и речь ее была довольно образна. Чего стоит: "- свернете на улицу Коммунальную и поедете по ней, пока не надоест-". Рынок, в общем нашли, но Коммунальная улица кончилась гораздо раньше, чем надоела. Поев по дороге (правда с трудом нашли место для стойбища, поскольку леса сырые, много болот и слепней, либо нет приличных съездов в хороших местах - дорога идет по насыпи), добрались до города Старая Русса. Была идея "зависнуть" там, на одноименном курорте, но там мест не оказалось (кстати и желания подсказать, где можно остановиться). Помотавшись по городу (почти как в Рославле) и не найдя возможности остановиться в нем (гостиница плохонькая, стоянки нет и местные не рекомендуют оставлять на улице), "рванули" в Новгород, полагая, что там разместиться будет легче. Сунувшись в пару гостиниц, поняли, что цены в них явно обгоняют уровень сервиса (300 и 390 за двухместный номер в сутки, стоянка - "где найдете"). В результате по совету заправщика на АЗС остановились в кемпинге в районе Подберезья (1,5-2км в сторону Питера). Кемпинг представляет из себя 10 избушек (с унитазом и холодной водой в кране), рядом есть круглосуточное кафе, заправка и СТО. Останавливаются в кемпинге такие, как мы, водители фур ("дальнобойщики"), в том числе и финны. В общем пристойно, но был бы желателен душ.

Дополнение:

Отправлено : Vlads

В Острове есть достаточно любопытные вещи:
1. Довольно интересный старый (XIX в.)висячий мост через р. Великую, который соединяет островок посередине реки с обоими берегами.По уровню идеи и исполнения мост высочайшего класса, совершенно неожиданен в таком небольшом городе.
На островке - интересая и очень старая действующая церковь, остатки старинной крепости.
2.Недалеко от города - шикарное озеро в сосновом бору, называется Гороховое. Все местные его знают, и покажут, куда ехать.
Озеро интересно кристалльно чистой водой и совершенно белым кварцевым песком, который находится на дне и на берегу (нигде больше такого не видел). Лес вокруг - просто чудо.
Так что рекомендую при случае ознакомится с Островом подробнее.


27.07.99 вторник

Выехав из кемпинга, решили поглядеть Новгород, его окрестности и доехать до Луги. За вчера, искав гостиницу, довольно хорошо изучили топографию центра города (его основных улиц, конечно) и легко нашли Кремль. Огромное впечатление производят Софийский собор и памятник 1000-летию России, поставленный в 1862 году. К сожалению, из всех фигур, которые есть на этом памятнике, мы смогли уверенно отличить от других только две: Петра Первого и Ангела, хотя очевидно, что и часть других фигур изображают реальных исторических персонажей. Колокола, которые раньше были на Софийской звоннице, стоят ныне у ее фундамента, -  послушать бы их звон!
К Югу от Новгорода (ныне на его окраинах) стоит СвятоЮрьев Монастырь, относительно мало пострадавший в годы Отечественной войны. Сохранился храм 1157 года постройки, трех(!)главый, очень величественный. Как такое было тогда построено?! Впечатления от монастыря , правда, было немного подпорчено табличкой на соборе: "Входная плата-". С каких это пор на Руси за вход в церкву деньги стали брать?! Такое мы видели впервые, и, хочется надеяться, в последний раз.
Рядом с монастырем - небольшой, но очень симпатичный, музей деревянного зодчества, рядом активно идет торговля сувенирами, часть из которых делаются на ваших глазах самими мастерами. Здорово!!!
Проехав еще примерно 10 км к югу, в поселке Ильмень, подъехали к самому Ильмень-озеру. Прекрасный вид, вода чистейшая и теплая. В озере, судя по всему, достаточно много рыбы, можно искупаться, позагорать на берегу. Единственное но - нет дров для костра, только кусты. А в целом - очень здорово!!!
Дальше держим путь обратно на Новгород, на Ярославово дворище, оно на противоположном от Кремля берегу Волхова. Сонмище церквей, просто не понятно, как между ними мог помещаться торг. Побродили, очень приятно, кстати, напротив, кажется, немало симпатичных кафешек и прочих заведеньиц, а вот торговля сувенирами здесь очень вялая. Неужели Волхов для туристов (которых стало заметно больше) является преградой?
Из Великого Города выезжаем на Лугу, уже в Ленинградской области. Город молодой и исторической части, можно сказать, нет. За исключением 2 церквей и нескольких кирпичных зданий, на вид прошлого века, глаз ни на чем не задерживается. Но- Вокруг Луги - прекрасные сухие сосновые леса, в оправе которых блестят удивительные по красоте и чистоте воды озера и озерца. После второй попытки устроиться на постой останавливаемся на турбазе Лилия - по названию озерца, почти сплошь покрытого белыми лилиями. Турбаза представляет собой скопище домиков на 2-3 человека, без воды, часть даже без света. Но:
1. на территории есть вкуснейшая артезианская (т.е. бьет сама) вода;
2. есть купание в озере;
3. прекрасная природа вокруг.
В общем, решили остановиться здесь, была даже возможность выбрать домик, по аккуратней, со светом и удобным подъездом для машины.
Подъехать к этой турбазе можно так: Из Луги выехать на юг, на трассу Питер-Киев, за поселком Городок повернуть направо на Смерди, примерно через 3 км, через 850 м после указателя "Оздоровительный лагерь Меридиан" повернуть налево на грунтовку (перед остановкой) и ехать примерно 1800 до упора в "ворота" турбазы. Администрация работает с 10 до 16 часов. Разместившись, смотались в Лугу за продуктами и позвонить, заодно обнаружили на въезде в город с юга мемориал, включающий в себя ДОТ времен войны - вот это сооружение!!! Кстати, покупать продукты в городе, живя на турбазе, не нужно: есть магазин, который работает до 7-8 вечера (самое нужное есть), да и фермеры и местные бабульки наладили снабжение по необычным для москвичей ценам. Кстати, судя по номерам, здесь отдыхают не только Ленинградцы, но и "пришлых" не мало.

28.07.99 Среда

Сегодня - день безделья, точнее хождения вокруг турбазы и короткого визита в Лугу (захотелось все-таки немного посмотреть на город). Природа великолепна и не поддается описанию. Несмотря на почти сплошную облачность с утра, к полудню распогодилось и стало совсем здорово! Раскрыли свои бутоны лилии, лес наполнился ароматом сосен и можжевельника и пением птиц. Прекрасно ни о чем, кроме любования природой, не думая, бродить по лесу. Эх, если бы не засуха сегодняшнего лета, сколько бы было бы здесь ягод и грибов (несколько подсушенных на корню лисичек все же попались). Кстати, комаров и прочей летающей нечисти, не заметно; может это нам так повезло?
Ненадолго смотались в Лугу, нашли известный абразивный завод (основан, кстати, в 1906 году), оригинальную по архитектуре церковь (вчера не заметили). Подивились ценам на бензин: за 92 - 4.60-5.50, за 95 до 8 рублей. Кстати, обратили внимание на активность рекламы продажи недвижимости в городе, значит этот город живет- Кстати, стоит познакомиться со вкусом местных молочных продуктов, очень вкусных.

29.07.99 Четверг.

С турбазы выехали в 8:15, поставив себе цель добраться до каких-нибудь пригородов Санкт-Перетбурга (спасибо за список гостиниц участникам конференции на www.auto.ru). Лугу оставили без остановки, небольшую остановку сделали перед дворцом в Гатчине. Огромная площадь, величественный, без барочных "финтифлюшек", дворец, въездные ворота, парк, по которому почти не погуляли (а надо было бы), памятник Павлу I - все это производит неизгладимое впечатление.
В Красном Селе (дорога вполне приличная, указатели есть) обратили внимание на указатель "Мотель" в районе железнодорожной станции, но исследовать это место не стали. Как-то незаметно (и дороги, вопреки ожиданиям, довольно приличные, и даже непосредственно перед светофорами есть указатели, а быстро, что бы их не заметить, ехать, не дает довольно плотный, но разумный поток машин) доехали до Петергофа (Петродоворец) и нас посетила дикая идея остановиться именно здесь. "Первый подход к снаряду" в усадьбе Михайловское оказался неудачным - мест нет; но исключительно любезные, как-то по-особому, по-питерски, интеллигентные дамы в этой усадьбе подсказали, что можно попытаться остановиться на базе отдыха, что расположилась в бывшем Фрейленском корпусе дворца. Едем туда - там на один день отдыхающих не принимают; но рядом есть санаторий, в котором можно остановиться, если есть места.
Удача! Места есть! Да какие: под санаторий приспособлен последний из путевых Императорских дворцов на пути в Петергоф. Недавний, со вкусом проведенный ремонт, превратил корпус в удобные номера (никак не исказив фасады и оконные рамы), наш выходит окнами прямо в Нижний Парк- Кажется, что и отдыхающих не так много, так что в прейскуранте появилась строчка "отдых без лечения", в нашем номере это стоило 126 руб "с носа", а машина стоит на территории абсолютно бесплатно, несмотря на платные автостоянки повсеместно вокруг.
Оформление заняло буквально несколько минут, еще несколько номеров были свободными (примерно в полдень), но к вечеру их заняли. Кстати, при нас пришел какой-то представитель какой-то администрации, пытавшийся с администратором санатория оговорить условия проживания каких-то официальных то ли французов, то ли немцев; так вот в этом санатории есть суперлюкс с собственной сауной.
Подъезд к санаторию: с Петергофского шоссе не доезжая (из Питера) церкви повернуть направо (на доме справа есть вывеска КИНО), упереться в ограду парка, поехать направо, найти приемное отделение (легко по вывеске), первая дверь направо, администратор Надежда Геннадьевна, работает до 17, тел. 427 5098 (прямой Питерский).
Пошли гулять по парку Петергофа. Кроме хорошо известных, в общем-то, красот, поражают толпы народные, гуляющие в парке, и отсутствие мусора, притом, что рабочих почти не видно. Сколько же труда скольких же поколений садовников положено на все эти дорожки, аллеи, газоны, цветники!!! Описать все не возможно, здесь нужно бродить целыми днями недели напролет- Для любителей экзотики - почти на всех площадях парка - костюмированное шоу с фото-видео съемкой, можно даже самим примерить костюм придворной дамы или пажа прошлого века; вот только манерам за минутку не научат, да и суета выдает конец XX века. Бродили по парку около 4 часов. Натолкнулись, кстати, на
молодоженов со свидетелями, отмечавшими событие прямо на валунах берега Финского залива. Красота и великолепие всего окружающего потрясают.
Пообедать в городе легко в ряде кафе в центре, судя по обилию машин, выделяется "старая крепость". В других кафе довольно богатый выбор: от борща "Галина Бланка" за 8 руб/порция до сложных заливных мясных блюд, от одних названий которых такая саливация начинается ("слюнки текут"), самое дорогое 75 руб, пиво (разливное) 7.50 - 12 рублей (в самом парке, естественно, дороже).
Ближе к вечеру проехались до Питера (лучше бы этого не делали - таково качество дорог и организация движения: больше всего удивляет желание повернуть налево, чуть раньше, чем зажжется зеленый, да еще поперед трамвая, едущего прямо), почти ничего не посмотрели и вернулись на Петергофское шоссе, по которому достигли Ораенбаума (Ломоносова). Во дворце идет реставрация, несмотря на это дворец и парк производят огромное впечатление. А закат!!! Одиннадцатый час, а светло, и "- хочется гулять, не за столом, а в старом тихом парке-" (А.Розенбаум); но не из-за того, что стареем, а из-за того, что очень красиво и покойно тут. (А может для того, чтобы замечать все это вокруг надо постареть немного?)
Вернулись в санаторий; с Финского залива дует легкий ветерок, воздух необычайно свеж, а заботливо закрепленная на форточке сетка исключает контакт с кровососущими. Только сейчас, при свете бра, обнаружили, лежа не видно потолка - такие они высокие (утрирую совсем немного)! Пытаясь хоть как-то разложить в голове уже воспоминания, а не впечатления, засыпаем: завтра в Москву, отпуск кончается.

30.07.99 Пятница

В 7:45, поблагодарив любезную дежурную по этажу, выезжаем в сторону Питера. Гадая где надо повернуть (указателей то нет совсем, то стоят группками, но почему-то перед самыми светофорами) все же попали на Московский проспект (не заезжая в центр), потом на шоссе, и по нему - на трассу. Запомнился Тосно (без остановки) - очень аккуратный городок под Питером. Учитывая дороговизну бензина (более 5 руб за литр 92), решаем использовать "последний патрон" - припасенную еще в Москве канистру.
Новгород обходим по трассе (объездная дорога большей частью узкая и ехать тяжело: много фур, идут пачками, обгонять сложно). До Валдая остановок не делали, кроме покупки какой-то воды в кафешке при известном кемпинге.
Валдай! Решаем сделать остановку на берегу озера, посетив предварительно Иверский монастырь. Он расположен на острове, но до него есть сносная гравийная дорога (наверное будет асфальтирована очень скоро) и понтонный армейский мост в качестве переправы (указатели есть, начиная с трассы). От дороги замечаем несколько съездов непосредственно к берегу. Сам монастырь сильно попорчен временем (или безвременьем), но сейчас активно восстанавливается. Несмотря на то, что братии не много (8 послушников и 3 иеромонаха) на территории чистенько, кто-то из них обтесывает огромные ели возле монастыря, ведутся какие-то работы, из-за чего главный храм закрыт для посещения. В небольшой церковке ведутся службы, можно полюбоваться очень хорошим списком (явно не "новомазом") известной иконы Богоматери, послушать дивный голос кого-то из послушников, читающего молитву- Очень уважительно к посетителям составлены напоминания о том, что можно здесь делать, что нельзя. Вокруг - прекрасные виды на озеро Валдай. Судя по номерам машин, много паломников (или как мы, туристов) со всей России, но доминируют Москвичи и Питерцы.
Отъехав от монастыря, нашли свободный съезд к берегу (это довольно сложно сделать, многие заняты, кстати, неприятно, что места стоянок довольно сильно замусорены, даже тем, что можно было бы сжечь - самая грязная стоянка за все путешествие). Покупались, пообедали, отдохнули. На самом озере немало рыбаков, многие пользуют лодки, взятые напрокат.
Выехали на трассу, которую местами расширяют, что сильно дезорганизует движение: то немеренная и неразмеченная ширь нового асфальта и все движутся параллельно, норовя залезть на встречку (ориентируясь на старую стертую разметку), то суженные участки и отсутствие обочин, то ремонт мостов. Но ехать можно, и ГИБДД почти не встречались, разве что на объездной вокруг Твери, где усердно блюли скорость и рядность- Без приключений достигли Клина. В районе Завидово вокруг дороги до сих пор горят леса и торфяники, о чем напоминают дымка, противный запах и выгоревшие участки, видные прямо с дороги.
За Клином сделали небольшую остановку, а еще чуть ближе к Москве заправились, правда, уже по московским ценам.

В 20:40 вкатились во двор дома. Мы приехали.


разворот...   К отчетам...

Главная      Информация     Отчеты и ссылки     Заметки на обочине     Клуб Автодрузей     Обратная связь


   

Copyright © 1999, 2000 IgorTom
E-mail: e95@nasmnogo.ru