Отчеты
  doroga_animation
Главная страница
Срочно в номер !
Информация в дорогу
Отчеты и ссылки
Автодрузья
разворот...   К отчетам...    

Технический отчет

о поездке в Европу 10-29.06.00

  1. Введение
  2. Во первых строках моего повествования я хотел бы выразить горячую благодарность всем участникам нашей конференции, оказавших мне помощь при подготовке автопробега. Без вашей помощи друзья мне не удалось бы реализовать мой замысел в полном объеме.

    Далее я хотел бы извиниться перед теми, кому приведенная ниже информация покажется не интересной или хорошо известной, а также за повтор наблюдений, уже высказывавшихся ранее другими участниками конференции – иногда мне придется идти на это в целях полномы изложения.

  3. Состав каманды
  4. Юрий – ваш покорный слуга ( 48 лет, в прошлой жизни – инженер-физик, в нынешней – менеджер по продажам в крупной телекоммуникационной компании) - капитан, водитель, казначей, квартирмейстер и переводчик.

    Евгения (она же Женя) – коллега по работе – штурман, летописец, фотограф и идейный вдохновитель всего мероприятия.

    Опель Омега А, конца 93 г. выпуска, объем двигателя 2.6л, мощность двигателя 150 л.с., объем бака 75 л, кондиционер, автоматическая электронная коробка передач – главный участник автопробега, собственно и обеспечивший его успех.

  5. Стратегический замысел
  6. Состоял в том, чтобы сделать обзорную экскурсию по ряду стран Шенгенской зоны, главным образом Франции, чередуя любование красотами природы с наслаждением от созерцания красот рукотворных, т.е. архитектурных и прочих шедевров.

  7. Тактический замысел
  8. Состоял в чередовании так называемых “транспортных участков”, имеющих своей целью перемещение из пункта А в пункт Б за кратчайшее время, с участками ознакомления с рукотворными и прочими красотами. При этом как правило транспортные участки преодолевались в дневное время (вот где пригодился кондиционер в машине), а вечерние и утренние часы отводились на вышеуказанные мероприятия.

  9. Тактико-технические характеристики маршрута
  10. Ниже приведены основные данные пройденного маршрута. При этом использованы следующие обозначения:

    Тстарт – время начала движения
    Т кон – время окончания движения
    S – пройденный путь
    Rср – средний расход топлива
    Vср – средняя скорость
    Труль – время собственно движения, т.е. время проведенное за рулем (за вычетом времени стоянок, обедов и т.д.)

    Итак,
    День 1 (10.07.00)
    Участок трассы: Москва – Брест – Домачево
    Тстарт – 12.00
    Т кон – 23.30
    S – 1161 км
    Rср – 10,1 л/100 км
    Vср – 111 км/ч
    Труль - 10ч 21 мин

    Несколько необычное время старта (понедельник, середина дня) было обусловлено необходимостью передать дела вышедшим после отпуска коллегам по работе, а также, как выяснилось позднее, совершенно ложным представлением о том, что в начале недели на границе должно быть меньше народу, чем в конце. К тому же именно в этот день с утра забарахлил кондиционер, и мы вынуждены были заехать в автосервис перед тем, как отправиться в дальнюю дорогу.

    Так получилось, что прожив не один десяток лет в Москве, я ехал по Можайскому/Минскому шоссе в первый раз. Дорога приятно удивила своим сравнительно высоким качеством (поначалу она мне вообще показалась отличной, но, поездив по дорогам Европы, я решил дать ей более сдержанную оценку). Так же хороша и к тому же совершенно пустынна была дорога в Белоруссии. Где то в начале Смоленской области пошел дождь, который перешел в сильный ливень. Видимо поэтому гаишников на дороге было мало, что и обеспечило высокую среднюю скорость движения, несмотря на проводимые во многих местах (особенно в Смоленской области) дорожные работы.

    При прохождении Белоруссии у меня сложилось мнение, что местные гаишники (точнее –даишники), то ли из соображений экономии бензина, то ли из-за лени вообще не отъезжают далеко от своих постов ДПС. И если вовремя (километра за три до очередного ДПС) сбрасывать скорость до разрешенных на трассе 100 км/ч, то Белоруссию можно пройти без потерь. Местоположение постов отлично показано на схеме дороги М1, которую я позаимствовал из www.dorogi.gambler.ru, да и на самой трассе стоят предупреждающие знаки. При приближении к посту ГАИ последовательно стоят знаки снижения скорости до 80, 60 и 40 км/ч, их обязательно надо соблюдать. Я нарушил это правило на обратном пути и был наказан, но об этом речь впереди.

    За все время движения по Белоруссии я лишь один раз не сбросил во время скорость и был пойман местным даишником. Причем пойман, надо сказать, изящно. Обычно при движении обшариваешь взглядом обочину, этот же стоял посередине трассы на разделительной полосе перед опорой моста, пересекающего трассу, и был совершенно не заметен в своей серой форме на серой же девятке на фоне заходящего за его спиной солнца. Мне тут же был назначен суровый штраф (около 300 рублей на наши деньги), да еще пришлось ехать в ближайший мотель менять рубли на зайцы, чтобы расплатиться.

    Интересно, что когда мы ехали назад, на этом месте опять стоял даишник, это позволяет предположить, что место прикормленное, так что даю его координаты: 320-й км (считая от Бреста), последний (считая от Москвы) мост пересекающий объездную дорогу вокруг Минска перед ее слиянием со старой дорогой на Минск.

    О пересечении границы с Белоруссией писали много, повторю основное:

    На границе очень рекомендую купить страховку – у меня ее проверяли трижды.
    При въезде на платную белорусскую дорогу возьмите квитанцию – ее могут проверить на трассе (у нас проверили на обратном пути).
    Белорусских таможенников вы совершенно не будете интересовать.

    О пересечении границы с Польшей в Домачево также писалось много и толково. Отмечу лишь, что экологический сбор ($20) по-прежнему собирают. Правда мужик, его собирающий, долго мялся, потом попросил нам дать ему $10 без всякой бумажки и за это предложил организовать проехать без очереди (жалко, что на мужика этого мы вышли уже рано утром, проведя всю ночь в еле ползущей очереди). Правда потом, нас долго не пускал на мост пограничник (видно они с этим мужиком что-то не поделили), а уже в зоне таможенного пункта бравый прапорщик строго попросил предъявить бумагу об оплате этой самой экологии – так что пришлось дать $5 и ему. Но в целом, эта нехитрая операция сэкономила нам $5 и часа три времени. В целом переход гарницы занял около 11 часов.

    День 2 (11.07.00)

    Участок трассы: Домачево – Варшава – Вроцлав – Мотель Tlite в районе небольшого городка Breslik в 40 км от полько – немецкой границы

    Тстарт – 07.00 (сдель и далее время уже европейское, т.е мск минус 2 часа)
    Т кон – 20.20
    S – 705 км
    Rср – 9,2 л/100 км
    Vср – 70 км/ч
    Труль - 10ч 50 мин

    Это был довольно трудный транспортный участок, частично из-за того, что ехать пришлось по небольшим дорогам, качество которых особенно после Варшавы, оставляет желать много лучшего. Как правило, это дорога с одной полосой движения в каждом направлении, с колеями продавленными грузовиками, и широкой асфальтированной обочиной. Опять шел дождь, колее наполнились водой, в общем, вы меня понимаете. А тут еще после бессонной ночи… В общем где-то часа в 4 дня меня совсем сморило и я четко осознал, что так ехать опасно. Свернул на ближайшую стоянку, подремал минут 15 и двинул дальше.

    В населенных пунктах разрешен обгон, ограничение скорости 50 км/ч, но его никто не соблюдает, гоняю довольно быстро.

    Об одной особенности вождения на польских дорогах хотел бы сказать особо. У нас в России как-то не принято идти на обгон, если не успеваешь разминуться с идущей на встречу машиной при условии, что она сохраняет направление и скорость движения. У поляков же такой маневр в порядке вещей, очевидно идущий на обгон полагает, что встречная машина сдвинется на обочину и пропустит его. Меня это поначалу страшно раздражало, позднее, уже на обратном пути я стал относиться к этому спокойнее – в самом деле, не зря же они такую широкую обочину делали.

    Доброе слово хочется сказать о польских дорожных знаках. Они довольно скромных размеров, но очень толково поставлены и как правило содержат информацию не только о населенных пунктах, но и номера даже самых малых дорог. Я часто ловил себя не мысли, что как только у меня возникал вопрос о направлении движения, я тут же видел дорожный знак, дающий на этот вопрос ответ.

    День 3 (12.07.00)

    Участок трассы: Breslik - полько – немецкая граница –Дрезден – немецко-фанцузская граница - Париж

    Тстарт – 08.05
    Т кон – 23.15
    S – 1121 км
    Rср – 10,3 л/100 км
    Vср – 111 км/ч
    Труль - не зафиксировано

    Переход границы польско-немецкой границы особенностей не имел и занял 35 минут (была небольшая очередь). Мы никому не были интересны, кажется, нас даже никто ни разу не попросил открыть багажник.

    И вот, мы на немецкой дороге. Дорогам Германии, Франции, Испании и Италии я собираюсь посвятить отдельный раздел, сейчас же об особенностях дорог немецких.

    Практически на всем протяжении трассы идут ремонтные работы – как я понимаю, переделываются дороги бывшей ГДР. Местами полотно старой дороги снято до основания и дорога делается практически заново. В местах ремонтных работ дорога сужается, при этом левая полоса всего 2 метра шириной. Стоят знаки ограничения скорости 80 км, но из тоже никто не соблюдает, в лучшем случае сбрасывают скорость до 120 км/ч. Учитывая, что слева – металлическое ограждение, а справа зачастую всю полосу занимают грузовики, проходить такие участки по левой полосе приходится с предельным вниманием. Если вы не очень уверены в своих силах, лучше проехать такой участок за по правой полосе, затесавшись между грузовиками.

    Именно в Германии на такой ремонтируемой дороге у меня и произошел единственный за всю поезду случай, когда я чуть было не остался без бензина. Дело было так: обычно, я начинаю посматривать на знаки, извещающие о заправках, когда запас хода составляет где-то километров 150. Так и на этот раз, увидев, что бензина уже не много, решил свернуть на ближайшую заправку, благо они на трассе встречаются каждые 50 км. Но справа шли ремонтные работы, и среди гор песка и пестрых ограждающих столбиков я просмотрел отворот на заправку. Ладно, думаю, на следующей заправлюсь, но и на следующей произошло то же самое. Так что пришлось мне ехать средь красот Саксонии, нервно посматривая на стрелку датчика бака. Но все, конечно, обошлось, третью заправку я не пропустил и залил бак по самую пробку.

    Немецко-французской границы как таковой вообще не существует. То есть стоят на дороге какие то строения, но каких либо признаков жизни в них замечено не было.

     

    День 4 (13.07.00)

    Целиком проведен в Париже. Для технического отчета полностью потерян.

    День 5 (14.07.00)

    Участок трассы: Париж – деревня в местечке Крез неподалеку от Лиможа (Limoges) – там расположен сельский дом наших парижских друзей – приблизительно 350 км к югу от Парижа.

    Тстарт – 16.45
    Т кон – 20.09
    S – 352 км
    Rср – 9,0 л/100 км
    Vср – 110 км/ч
    Труль - 3,11

    На юг мы ехали по платной дороге. О них чуть позднее.

    День 6 (15.07.00)

    Целиком проведен в деревне. На машине не ездили.

    День 7 (16.07.00)

    Участок трассы: Деревня местечке Крез – гостиница в окрестностях Шамбора в долине реки Луары.

    Тстарт – 10.27
    Т кон – 21.10
    S – 380 км
    Rср – 10,7 л/100 км
    Vср – 65 км/ч
    Труль - 5,49

    Это был наш первый опыт самостоятельно поездки по французской глубинке. А первый блин частенько бывает, как известно, комом. Честно признаюсь, мы заблудились едва отъехав от деревни, где проводили время с друзьями. Крупномасштабная карта Франции, которую мы купили на заправке на подъезде к Парижу, ничем не могла нам помочь, и мы двигались практически наугад, пока не заехали в какой-то маленький городок, где и встали передохнуть. Видно Бог увидел наше затруднительное положение и решил нам помочь. Как раз напротив того места, где мы припарковались, мы увидели магазин, с котором торговали картами, в том числе отличными мишелиновскими двухкилометровками того района, где мы находились. С подробной картой дело пошло куда веселей и мы быстренько выбрались на трассу, ведущую в нужном нам направлении долины Луары.

    Запомнился такой случай, произошедший во время наших блужданий. Я остановился на перекрестке в каком-то совсем крошечном городке перед красным сигналом светофора и выскочил из машины с картой, чтобы спросить что-то про дорогу у водителя остановившейся за мной машины. Пока он мне разъяснял, как ехать, за нами собралось еще несколько машин, зажегся зеленый свет, но все терпеливо стояли и ждали, пока окончится наш разговор, ни один даже не бибикнул. Вы представляете, что было бы у нас в такой ситуации.

    Вообще должен сказать, что этот случай довольно характерен. Мне не раз приходилось обращаться за помощью (обычно на заправках), и мне всегда с готовность помогали, при этом со многими удавалось общаться на английском языке, чем французы меня тоже приятно удивили.

    День 8 (17.07.00)

    Участок трассы: Гостиница в окрестностях Шамбора – замки Луары (Шинансо, Амбруаз) – Ляболь (La Baule) – Круазик (Le Croisic) (последние два местечка на берегу Атлантического океана)

    Тстарт – 10.20
    Т кон – 20.05
    S – 367 км
    Rср – 10,3 л/100 км
    Vср – 65 км/ч
    Труль - 5,34 ч

    В техническом отношении участок особенностей не имел.

    День 9 (18.07.00)

    Участок трассы:– Круазик (Le Croisic) - Ляболь (La Baule) – Порник – остров Ile de Noirmoutier - Лярошель (La Rochelle) – остров Иль-де-ре (Ile de Re)

    Тстарт – 11.30
    Т кон – 22.30
    S – 377 км
    Rср – 9,9 л/100 км
    Vср – 49 км/ч
    Труль - 7,4 ч

    На этом участке состоялся наш второй опыт поездки по французской глубинке. Мы специально двинулись вдоль западного побережья не по трассе, а по небольшим дорогам, расположенным максимально близко к океану (в силу равнинного характера местности океана, впрочем, с них все равно видно не было). Второй опыт был несравненно более удачен и мы проделали этот отрезок пути без особых приключений.

    Небольшое замечание для тех, кто надумает проехать на остров Noirmoutier. Судя по карте, на него ведут две дороги. Мы сначала двинулись по той, что расположена севернее.

    Однако выяснилось, что дорога эта идет не по мосту, а по дамбе, так что пригодна для проезда только за полтора часа и полтора часа спустя низшей точки отлива. Мы в это временной интервал конечно не попали и вынуждены были развернуться и поехать южной дорогой, идущей по мосту.

    День 10 (19.07.00)

    Участок трассы: Ile de Re - La Rochelle – Бордо (Bordeaux)

    Тстарт – 11.00
    Т кон – 21.30
    S – 286 км
    Rср – 11,0 л/100 км
    Vср – 60 км/ч
    Труль - 4,52 ч

    Большую часть этого дня мы провели в ЛяРошели, а затем уже по скоростной трассе, переместились в Бордо. Особенностей не было.

    День 11 (20.07.00)

    Участок трассы: Bordeaux – Медок (Medoc) (маленький городок, лежащий к северу от Бордо в “винной долине”) – Байона (Bayonne) (это уже вблизи границы с Испанией) – Памплона (Pamplona) (это уже Испания)- Сарагосса

    Тстарт – 9.26
    Т кон – 20.30
    S – 633 км
    Rср – 9,7 л/100 км
    Vср – 77 км/ч
    Труль - 8,11 ч

    Это был довольно большой транспортный участок, почти целиком (исключая “винную долину” пройденный по трассам, и наш первый опыт поездки в горах. Правда Пиренеи в тех местах еще не очень высоки, так как примыкают к океану.

    Друзья мои, вы возможно спросите, зачем собственно понесло нас в Испанию, ведь можно было бы просто проехать к северу от Пиреней по южным районам Франции и тоже получить массу удовольствия. Дело в том, что, не знаю как вы, а я в детстве зачитывался романами Конан Дойля и в частности его описаниями подвигов бригадира Жерара, который в составе наполеоновских войск доблестно сражался с испанскими партизанами в районе Сарагоссы. Само это звучное слово манило меня с детства как мечта, которой никогда не суждено сбыться. Быть в каких то трехстах километрах от мечты детства и не осуществить ее я конечно же не мог.

    Штурман мужественно поддержала мой план, и вот мы в Сарагоссе. Надо сказать, что мы не пожалели об этом шаге. Сарагосса превзошла все наши ожидания. Но об это в основном отчете, который уже готовит штурман.

    День 12 (21.07.00)

    Участок трассы: Сарагосса – Пау (Pau) (Франция)- Каркасон (Carcassone)

    Тстарт – 10.25
    Т кон – 20.30
    S – 572 км
    Rср – 10,4 л/100 км
    Vср – 74 км/ч
    Труль - 7,38 ч

    В техническом плане это был, пожалуй, самый интересный участок за все время нашего путешествия. Дело в том, что еще до поездки нами были проработаны два варианта маршрута из Франции в Италию. Первый вариант предусматривал движение по южной франции (т.е. вдоль северных отрогов Пиреней), второй – с южной стороны Пиреней через Сарагоссу и Барселону.

    Но уже в Сарагоссе нам пришла в голову мысль совместить эта два варианта, для чего требовалось всего лишь пересечь Пиренеи в срединной их части от Сарагоссы на Пау.

    Мой отчет – не место для описания потрясающих красот этого пути, поэтому, наступив на горло своей песне, обращусь к технической стороне дела.

    Дорога в горы с испанской стороны – это вполне современная магистраль, проходящая через несколько туннелей, но потихоньку мельчающая по мере приближения к Испано-Французской границе, расположенной на втором (считая из Испании) перевале на высоте 1640 метров. С Французской стороны дорога становиться совсем узкой и спускается (местами довольно круто), совершая массу поворотов (мне это напомнило учебный серпантин в автошколе).

    На такой высоте двигатель заметно потерял мощность (а еще жара была 35 градусов) и на подъем я двигался преимущественно на третьей передаче. На спусках тормозил только двигателем (что делал, вообще-то, впервые на этой машине), постоянно меняя передачу в зависимости от крутизны спуска. Не знаю, как уж при этом приходилось коробке передач, но такой способ обеспечивал очень эффективное торможение, так что во время спуска я практически не работал ни педалью газа, ни педалью тормоза.

    День 13 (22.07.00)

    Участок трассы: Carcassone (старинная крепость) – Cap d’Agde (аквапарк) - Port du Gard (римский аквиадук) – Арль (Arles)

    Тстарт – 09.52
    Т кон – 21.40
    S – 334 км
    Rср – 9,9 л/100 км
    Vср – 42 км/ч
    Труль - 5,47 ч

    Технических особенностей участок не имел.

    День 14 (23.07.00)

    Участок трассы: Arles – Ница (Nice) – Монако (Monaco) – мотель в горах в окрестностях Генуи (Италия)

    Тстарт – 13.44
    Т кон – 21.30
    S – 460 км
    Rср – 9,4 л/100 км
    Vср – 84 км/ч
    Труль - утерян

    Технических особенностей участок также не имел. После пересечения границы с Италией, о которой мы узнали из таблички, стоящей на обочине, один за другим пошли туннели. Их было очень много (иногда до нескольких километров длиной) на протяжении всего нашего пути оп Италии. О некоторых особенностях езды в туннелях я скажу ниже.

    День 15 (24.07.00)

    Участок трассы: мотель в горах в окрестностях Генуи – мотель в горах в окрестностях Флоренции.

    Тстарт – 10.08
    Т кон – 21.30
    S – 497 км
    Rср – 9,3 л/100 км
    Vср – 93 км/ч
    Труль - 5,18 ч

    Технических особенностей участок также не имел.

    День 16 (25.07.00)

    Участок трассы: мотель в горах в окрестностях Флоренции – Флоренция - гостиница в местечке Исоль в 40 км от Рима.

    Тстарт – 10.08
    Т кон – 21.30
    S – 497 км
    Rср – 9,3 л/100 км
    Vср – 93 км/ч
    Труль - 5,18 ч

    Технических особенностей участок также не имел. Большую часть дня мы провели во Флоренции, а потом по скоростной трассе двинулись на столицу солнечной Италии. Надо сказать, что первоначальный наш план не предполагал заезд в Рим (планировалось посмотреть Вену). Но быть в Италии и не посмотреть вечный город, а потом, так заманчиво было проехать вдоль восточного берега апенинского сапога, что мы, не долго думая, изменили наш маршрут и пожертвовали Веной ради Рима.

    День 17 (26.07.00)

    Участок трассы: гостиница в местечке Исоль в 40 км от Рима – Рим - Венеция

    Тстарт – 09.43
    Т кон – 18.09
    S – 485 км
    Rср – 9,6 л/100 км
    Vср – 78 км/ч
    Труль - 6,12 ч

    Технических особенностей участок также не имел. В Венецию въехали по длинному мосту (собственно, другого пути там нет). Справа от моста расположен огромный трехэтажный паркинг. Там оставили машину (ее надо ставить в дальнем от въезда конце, тогда меньше идти до водного трамвайчика). От этого же паркинга ходят водные трамвайчики по большому каналу Венеции. Дальнейшее – в основном отчете. (Да, чтобы не забыть, платеж за парковку принимают только наличными – 20 000 лир за сутки).

    День 18 (27.07.00)

    Участок трассы: Венеция – Австрия – Словакия (гостиница в маленьком городке километрах в 70 от Братиславы)

    Тстарт – 10.33
    Т кон – 21.35
    S – 800 км
    Rср – 9,3 л/100 км
    Vср – 96 км/ч
    Труль - 8,25 ч

    Это был уже полностью транспортный день, первый из трех на пути на Родину.

    После Пириней прохождение Альп не вызвало никаких трудностей. Трасса в Австрии местами ремонтировалась с сужением левой полосы до 2 метров. Но в отличие от Германии слева от такой полосы стоял на металлический отбойник, а шел более гуманный бордюрчик сантиметров 10 высотой.

    На границе Италии с Австрией справа от дороги стояли какие-то будочки, но никаких знаков, чего либо требующих на дороге не было. Не замечено было и каких-либо пограничников или таможенников, так что мы проследовали через границу без остановки.

    Далее произошел следующий занятный случай.

    Где-то километрах в тридцати от границы я решил завернуть на заправку. Залил бензинчику, и пока штурман Женя смотрела сувениры решил отъехать от заправки на стоянку, чтобы там ее подождать.

    Не успел я проехать и нескольких метров как вижу, наперерез мне бежит какой-то мужик в форме и строго так указывает на ту самую стоянку, на которую я и рассчитывал стать. Я встал, он подходит, по всему видать - полицейский. Вижу и полицейскую машину, стоящую неподалеку, там еще мужики в форме. Попросил мой паспорт, посмотрел, вернул. Попросил открыть багажник, залез рукой в сумку, пошарил там, разрешил закрыть багажник. Потом повел к своей машине, достал какую-то папку с текстом на многих языках, нашел текст на русском и протянул мне. Из текста узнаю, что всякий проезжающий через Австрию должен заплатать за пользование ее дорогами 1100 австрийских шиллингов, а кто не заплатит – тому штраф то ли 20 000, то ли 40 000 шиллингов. Я живо выразил готовность заплатить за пользование этими распрекрасными дорогами. Мужик радостно закивал, взял мою кредитную карточку и передал ее своим коллегам в машине, а сам выписал мне бумажку на право езду по Австрии в течение суток и велел держать ее на ветровом стекле. Карточку вернули и мы расстались.

    Так я и не понял, повезло мне или наоборот. С одной стороны, возможно надо было заехать в те самые вагончики на границе и заплатить за дороги, чтобы не рисковать налететь на штраф (но кто же знал?), с другой стороны ни одного другого полицейского мы в Австрии больше не встретили, так что не заверни я на ту заправку, может быть и сэкономил бы 1100 шиллингов.

    Подъезжая к Вене, мы слегка беспокоились, удастся ли без проблем найти дорогу на Братиславу, очень уж мощная транспортная развязка в этом городе (и на Чехию, и на Словакию, и на Венгрию). Но волнения были напрасны, дорожные указатели поставлены очень толково. Уже на дальних подступах к городу на них появляются значки CZ, SH, H, чуть позднее на указателях появляется и Братислава, так что мы без всяких хлопот вырулили на нужную дорогу и я нажал на газ, слегка расслабившись. Как выяснилось чуть позднее – рано. Указатель поворота на Братиславу с дороги, идущей из Вены на Будапешт весел не над дорогой, как все указатели в Вене, а сбоку, да еще и в кустах, так что мы его успешно проскочили. На границу пришлось выбираться по совсем уже маленьким дорожкам, но зато посмотрели австрийскую глубинку.

    На границе машин практически не было Австрийский пограничник спросил на ломанном английском “Were are you going?”, и услышав от нас “Нome, back to Russia” радостно заулыбался и побежал ставить штамп нам в паспорта.

    С сердцами, бьющимися учащенно от встречи с братьями славянами, мы подъехали к пограничнику словацкому. То быстренько проштамповал наши паспорта и пропустил дальше к таможенникам. Вот тут то мы и влипли…

    Таможенники, весело поинтересовались, откуда мы едем, на что мы радостно ответили, что из Франции, да из Италии. “И что везете?”, не менее весело продолжали те, “да вот винца подкупили”, не заподозрив никакого подвоха отвечали мы. Тут таможенники повеселели еще больше и попросили нас отъехать в сторонку. Для работы с нами был выделен молодой симпатичный парень, видимо говоривший по-русски получше других, который с сочувствующим видом объяснил нам, что согласно местным законам в Словакию может быть ввезено не более 2 литров вина на человека. “Но мы же транзитом, мы готовы заполнить декларацию”, возопил я (вы же понимаете, что в винную долину севернее Бордо мы ездили не только чтобы полюбоваться красотами тамошних виноградников, да и в Италии грех было винца не подкупить). “Можно”, сказал парень, “но все равно придется заплатить таможенный сбор $18 причем в местной валюте (которой у меня естественно не было), а кредитные карточки не принимаются”. Тут я начал догадываться, что парню чего то от нас надо и задал сакраментальный вопрос: “Ну, а другой вариант?”. “Есть другой вариант” с готовностью ответил бравый таможенник и повел меня в будку. В будке он без лишних слов объявил : “Десять долларов”. В этот момент я осознал окончательно Ну, вот мы почти и дома”. После передачи парню требуемой купюры, мы тут же получили наши паспорта с пожеланиями счастливого пути, и двинулись в Братиславу.

    Дорога сразу стала хуже, начались обгоны справа, от чего я уже успел отвыкнуть, какие то бритоголовые братки на джипе, увидев наши московские номера, весело приветствовали нас криками, в общем – знакомые картины.

    Отъехав километров 70 от Братиславы, мы заночевали в небольшом городке, в гостинице, поразившей меня своими огромными (для крошечного городка) размерами и абсолютной своей пустотой, впечатление такое, что мы были одни во всем здании.

    День 19 (28.07.00)

    Участок трассы: Словакия (гостиница в маленьком городке километрах в 70 от Братиславы) – словацко-польская граница – Краков-Домачево

    Тстарт – 07.51
    Т кон – 23.30 (здесь и далее время московское)
    S – 815 км
    Rср – 8,3 л/100 км
    Vср – 66 км/ч
    Труль - 12,11 ч

    Типичный транспортный день. Утром (как чувствовал) решил проверить давление в шинах и обнаружил, что правое заднее колесо подспустило. Стал смотреть внимательно – так и есть, из резины торчит шляпка шурупа, прокол. Запаски я с собой не вожу, но в багажник всегда держу ремнабор для бескамерных шин, так что неисправность была устранена за 15 минут.

    Словацко-польскую границу прошли без приключений. Польский пограничник занес наши данные в компьютер (одним пальцем) и вернул паспорта, польский таможенник улыбаясь спросил “Что везете?”. “Сувениры”, чуть не завопил я, “сейчас покажу”. Но таможенник милостиво махнул рукой, мол, проезжайте, и вот мы уже в Польше.

    В Домачево были под вечер. Решили, не откладывая, перейти границу и заночевать в Бресте, чтобы на следующий день добраться до дома. Машин на границе было совсем не много, так что вся процедура перехода границы в Белоруссию заняла около 1,5 часов и состояла из многократных открываний багажника и шлепаний штампиков в талончик и в паспорта. В результате, мы не получили в паспорте отметку о выезде из Польши, но заполучили отметку о въезде в Белоруссию. На мой недоуменный вопрос по этому поводу Белорусский пограничник невозмутимо ответил вопросом: “А оно вам надо?”. И правда, подумалось мне.

    День 19 (28.07.00) и последний

    Участок трассы: Домачево - Москва

    Тстарт – 9.49
    Т кон – 22.38
    S – 1076 км
    Rср – 7,9 л/100 км
    Vср – 96 км/ч
    Труль - 11,10 ч

    Еще один транспортный день.

    Видимо сказалась все же усталость и радостное возбуждение от возвращения домой. Да и погода не благоприятствовала, не небе не облачка, теплынь, так что все даишники и гаишники повылазили на дорогу, так что мне не удалось уклониться от тесного общения с ними.

    В Белоруссии, уже почти проехав мимо очередного поста ДАИ, совершенно безжизненного на вид, боковым зрением заметил бегущего мне на перерез юного даишника, который возбужденно показал мне свой радар, на котором светились алым цветом цифры 88. Мои попытки отстоять свою невиновность (“Так ведь разрешено же движение на трассе со скоростью 100 км/ч”) успеха не возымели (“Так вот же знак перед постом стоит 40 км/ч”) и меня поволокли в будку. Здесь я был передан в руки старшого с отвислыми седыми усами, который, выслушав нас обоих, без лишних слов назвал сумму в зайцах, эквивалентную 300 руб, и принялся выписывать квитанцию. Зайцев у меня не было, я понял, что если сейчас поеду куда-то их менять, то прощай мои планы доехать к ночи до дома и решил пойти ва-банк. Достал сторублевку (увидев ее, юный даишник тут же деликатно удалился, оставив нас со старшим одни на один) и, положив ее перед старшим, сказал твердым голосом: “Не надо квитанции”. После едва заметного колебания, старшой что-то буркнул, сторублевка перекочевала в его журнал, а мои документы вернулись ко мне.

    На страницах нашей конференции неоднократно отмечалось, что с белорусскими даишниками договориться о “штрафе на месте” не удается. Мой опыт, таким образом, опровергает это утверждение.

    На белорусско-российской границе мы не вызвали особого интереса, таможенники трясли в основном своих белорусов. У нас посмотрели страховку, попросили открыть багажник и отпустили с миром.

    Наконец-то мы в России. Радостно нажал я на газ и… не проехав и пятидесяти метров был остановлен гаишником, выскочившим как черт из табакерки откуда-то с обочины. Вот уж воистину, родина мать приняла своих детей. Оказывается я все еще находился в зоне действия какого-то ограничивающего скорость знака и два молодых и бравых представителя славной когорты блюстителей безопасности дорожного движения не преминули воспользоваться этим фактом (эти поганцы прятались в кустах при входе на кладбище ветеранов войны). После краткой ритуальной беседы еще один стольник покинул мой карман.

    Дальнейшее движение по минке напомнило мне игру в кошки мышки между водителями и гаишниками. До границы с московской областью я насчитал шесть засад и сбился со счета. Они сидели практически за каждым ремонтируемым участков дороги (а их там множество). Дорога сужается, стоят знаки, последовательно ограничивающие скорость до 30 км/ч (причем этот последний знак стоит метров за 150 до собственно сужения), понятно, что нормальный человек соблюдать их не будет, они, паразиты, этим и пользуются. Не обошлось без потерь на этом скорбном пути и меня. В одном месте ремонт дороги БЫЛ ЗАВЕРШЕН, никакого сужения не было и в помине, но знаки проведения ремонтных работ и, соответственно, ограничения скорости, убраны не были.

    Я потерял бдительность, не отреагировал на подмигивание фар встречного жигуленка, и… был наказан еще на сотню рублей. На мой возмущенный вопрос “Где ж ремонт то? дорога то ведь в отличном состоянии!” молодой нагловатый гаишник ответил: “Где ремонт – не важно, главное, что знаки есть, они согласованы с управлением ГИБДД”.

    Вечером мы были в Москве. Пересекая кольцевую, зафиксировали показания счетчика – мы вернулись на это место, пройдя 10855 км.

     

  11. Дороги западной Европы

 

Я конечно же не сделаю открытия сказав, что все они высочайшего качества и езда по ним (особенно по магистралям) доставляет истинное удовольствие, которого, к моему глубокому сожалению, мы лишены в России.

    1. Магистрали.

 

Это не менее двух полос в каждом направлении с разделительными металлическими отбойниками по середине. Между отбойниками как правило растут кусты (очень часто кусты цветов), так что фары встречных машин не слепят.

Ограничение скорости – 130 км/ч (во Франции дополнительное ограничение 110 км/ч в дождливую погоду), но они нигде не соблюдаются. Как правило в левом ряду это 150-180 км/ч, в правом – 130-160 км/ч.

Основное правило поведения на магистрали: вышел на левую полосу для обгона, обогнал, вернулся на правую полосу. Даже если идешь очень быстро (а я хаживал до 200 км/ч), и не видишь никого в зеркало заднего вида – не задерживайся на левой полосе сверх необходимого, не успеешь оглянуться, сзади уже какой-нибудь Мерседес или BMW пристроится.

Очень многие мигают левым поворотником во все время нахождения на левой полосе, как у нас при обгоне по встречной полосе. Только у нас этот сигнал предназначен встречным машинам, а у них – машинам, идущим по правой полосе, им как бы говорят: не спеши перестраиваться влево, вот сейчас я тебя обгоню, тогда и ты перестроишься.

При перестроении вправо поворотник как правило не включают (ведь при этом подразумевается, что если ты был на левой полосе, то, значит, шел быстрее машин, находящихся справа, и, следовательно, не можешь им создать помехи.

Иногда фуры и “дачные домики” на колесах, обладающие не высокой скоростью, все же перестраиваются резко в лево, и вынуждают резко тормозить идущего по левой полосе. Так что бдительность терять не стоит.

Я на свое Опеле шел обычно по трассам со скоростью 160-180, и иногда сбрасывал до 140, становясь в правый ряд, чтобы расслабиться немного.

Разумеется, эти правила поведения на магистрали действуют, когда дорога на загружена, т.е. интервалы между машинами достаточно велики, чтобы бесконечные перестроения с одной полосы на другую были безопасны и имели смысл. Надо сказать, что малая загруженность – это основное состояние дорог. За все время путешествия мы, если память мне не изменят, лишь четыре раза попадали в подобие пробки: один раз, подъезжая к Парижу на третий день пути (ремонтировались две полосы из трех) и три раз из за аварий.

Если дорога загружена, то народ идет себе спокойненько каждый по своей полосе. Никто (или почни никто) не шныряет из полосы на полосу, не пытается влезть между полосами или протиснуться по обочине. Когда мы еле ползли в пробке под Парижем, то нас смогла обогнать и проехать скорая помощь, потому что она (и только она) прошла между рядами.

Несмотря на то, что трассы (как и прочие дороги) в Италии проходят в основном по горам, скорость падает не сильно, так как дороги проходят через туннели и по мостам, с достаточно большим радиусом закругления и без больших перепадов высот.

Езда в туннелях тоже особой сложности не представляет. Это все те же две полосы. По бокам светоотражательные элементы, которые очень хорошо видны в ближнем свете фар (однажды, будучи в туннеле один, я попробовал дальний свет, но мне не понравилось, так как начинаешь путать светоотражательные элементы расположенные по разные стороны дороги). Иногда светоотражающая разметка.

В туннелях разрешен обгон (только для легковых машин).

В Италии туннели с темными стенами и выглядя мрачновато (мы их промеж собой называли “веселенькие туннельчики”), а вот Австрии стены туннелей покрашены светлой краской и выглядят действительно весело.

За все время путешествия я лишь один раз попал в туннеле в потенциально опасную ситуацию. Дело было в Италии, вскоре после того, как мы въехали в нее из Франции, был вечер, шел дождь. Туннели шли один за другим, и я почти автоматически выключал дворники, въехав в очередной туннель, и включал их, выехав из него. При въезде в очередной туннель я не обратил внимание на идущую чуть впереди справа фуру, выключил дворники и… тут же ослеп, попав в облако водяной пыли, которое фура тащила за собой. Туннель в этом месте делал поворот, и секунда, которая мне потребовалась, чтобы включить дворники и протереть стекло, стоила изрядных нервов.

Во Франции, Испании и Италии очень многие магистрали – платные.

Выглядит все этот так.

При въезде на платный участок дорога сильно расширяется и распадается на десяток рукавов, каждый из которых идет мимо автомата для выдачи билета (при въезде) или мимо кассы для оплаты (при выезде). На въезде подъезжаешь к автомату и берешь билет с магнитной полосой, на которой занесена информации о точке въезда на дорогу. Иногда, чтобы получить билет надо нажать на толстую пипку на автомате, но чаще билет вылезает сам. Берешь билет, открывается шлагбаум и ты - на платной дороге. Билет, естественно, хранишь.

При съезде с платной дороги история повторяется, опять много рукавов и кабинки или автоматы для оплаты. Во Франции я обычно выбирал рукав с кабинкой (т.е. там, где есть живой человек) и расплачивался кредиткой. Вся процедура занимает буквально несколько секунд. В Испании та же система, только в кабинках вместо миловидных девушек, с непостижимым изяществом произносящих свое бонжур, мерси, аревуар, сидят мрачные мужики без тени улыбки на лице. А вот в Италии оказалось, что расплатиться по кредитке можно только через автомат. Учитывая, что автомат говорит по-итальянски, в котором я ничего не понимаю, разобраться, как это делается удалось не сразу, но довольно быстро. Последовательность действий такая: суешь в прорезь автомата билет магнитной полоской вниз, на билете есть стрелка, показывающая, каким концом совать, автомат что-то говорит. Суешь в ту же щель кредитную карту обычным образом полоской справа внизу (хотя и боязно, конечно), автомат ее очень быстро выплевывает и через некоторое время опять что-то говорит, причем можно разобрать слово “арривидерчи”. Шлагбаум поднимается, можно ехать. Если что то не получается, то на автомате есть кнопка для включения связи с оператором, правда они, как правило по английски не говорят.

Для преодоления транспортных участков я старался использовать именно платные дороги, так как только они позволяют перемещаться с максимальной скоростью и комфортом.

Свой рассказ про трассы хочу завершить мыслью, что правила перестроения, которые обычны для Европы, вряд ли скоро приживутся у нас в России. Для того, что бы ими можно было пользоваться, во-первых, как я уже говорил, дороги должны быть не загружены, а во-вторых, правая полоса должны быть того же качества, что и левая. У нас оба эти условия почти никогда не выполняются: и на дорогах машин много, и правая полоса, как правило, с продавленными грузовиками колеями (я уже не говорю о колдобинах на наших дорогах).

    1. Малые дороги.
    2. Две или одна полоса в каждом направлении. Дорожное покрытие и разметка такого же высокого качества. Разделителя между встречными полосами нет. Скорости значительно ниже, так как дороги проходят через населенные пункты, часты круговые развязки, и, как мне показалось, больше загружены машинами.

      В случае двух полос – правила поведения все те же.

      В случае одной полосы, если на дороге кто-то движется медленно, легковушки выстраиваются за препятствием и обгоняют его последовательно одна за другой, никто (или практически никто) не лезет без очереди.

      На круговых развязках очень не любят включать поворотники, я из-за этого пару раз попадал в затруднительное положение.

      Мне также показалось, что у них всегда преимущество имеет тот, кто уже находится на круге.

       

    3. Дорожные знаки

 

Во Франции ничто не вызвало в душе моей столь противоречивые чувства, как дорожные знаки. С одной стороны, их много, все они, особенно на магистралях, большие по размеру, и хорошо видны. Но почему же так часто, особенно первое время, мы со штурманом попадали в затруднительные положения, пытаясь найти по знакам нужное нам направление движения? Мы долго размышляли и обсуждали со штурманом, в чем же причина этого парадокса? Боюсь, что однозначного ответа не смогу дать и сейчас, но вот некоторые соображения.

  1. В системе дорожных знаков на Французских и вообще на Европейских дорогах огромную роль играют знаки, посвященные съездам с этих дорог. Иными словами, до вас постоянно доводят информацию, то вот через столько то метров будет съезд на такую то дорогу, ведущую туда-то и туда-то. Все съезды пронумерованы, номера эти указаны на тамошних дорожных картах (и напрочь отсутствуют на картах наших). Так вот основная беда была, по-видимому в том, что нам не всегда удавалось понять, к чему относится информация представленная на знаке, то ли к дороге, по которой мы едем, то ли к съезду. Нам показалось, что у французов как нет такого строгого единообразия в знаках, как у нас. Обычно знак с информацией о съезде помечается значком съезда в верхней правой части щита -номер съезда в кружочке с торчащей из кружочка вправо - вверх изогнутой стрелкой. Но иногда, даже на крупных магистралях это делается по другому. Например, есть просто цифра в кружочке без стрелки и некий перечень населенных пунктов, куда этот съезд ведет, номер с кружочком со стрелкой появляется на отдельном щите через несколько сот метров, а еще через несколько сот метров опять информация об этом же съезде, но уже с сокращенным перечнем населенных пунктов. Причем часто эти щиты исполняются в разных цветах. На малых дорогах еще хуже. Там значка съезда вообще можно не увидеть, и как догадаться, что это информация о съезде – не понятно. В общем иногда мне казалось, что знаков даже слишком много, но как то они сделаны безалаберно, и мы поначалу часто путали информацию о съездах с информацией о дороге, по который мы едем.
  2. Планируя маршрут по карте мы чаще всего оперировали номерами дорог. К сожалению во Франции на дорожных указателях и информационных щитах номер дорог указываются не всегда. Зачастую указываются только названия населенных пунктов, куда ведут эти дороги, причем зачастую, название какого-нибудь крупного (и более удаленного) пункта, и небольшого близлежащего. Поэтому готовясь к съезду (повороту) с дороги надо обязательно представлять, какие населенные пункты лежат в нужном тебе направлении. Но на развязке решение надо принимать быстро и, если номеров дорог на указателях нет, то сориентироваться во множестве названий на щитах непросто. Мы в таких случаях обычно просто съезжали на обочину и разбирались по карте столько, сколько требовалось. Но и это не все, свернув на нужную дорогу по названиям, вы можете вскоре встретить щит с другими названиями (например, пропадет название дальнего населенного пункта, останется только ближний).
  3. Или вот еще пример затруднительной ситуации, в которую мы попали, спустившись с Пиреней. Нам надо было по дороге Е7 выйти в районе Пау на трассу А64 и, повернув по ней на восток, двинуться в направлении Тулузы. Надо сказать, что если повернуть по А64 на запад, то приедешь в Байону, а потом и в Бордо. Ну так вот, все идет прекрасно, едем по Е7 и видим знак, что направление мы держим действительно на А64 и тут же указаны два населенные пункта Байона и Бордо. Вот что бы это по-вашему значило? Наши мнения со штурманом разделились, я полагал, что если уж дорога пересекается с магистралью, то там должны быть въезды на обе стороны, т. е. и в сторону Байона и в сторону нужной нам Тулузы. На что штурман резонно возражала, а чего же они тогда упомянули маленькую Байону и находящийся черт те где Бордо и ничего не сказали про Тулузу, которая больше двух этих городов вместе взятых? Мы так и не узнали решения этой задачки, так как я внял голосу штурмана и мы свернули на другую дорогу.

    Надо сказать, что в других странах, у нас этих проблем не возникало. Всюду дорожные знаки читались однозначно и давали полную информацию.

  4. Указатели в виде стрелок.
  5. В России мы привыкли, что стрелка указывает нужное направление движения, в Европе стрелка указывает на дорогу, ведущую в нужном направлении. К этому не просто привыкнуть. Ладно бы стрелки всегда стояли перпендикулярно дороге, на которую они указывают, но иногда они стоят под углом, и если стрелок и дорог много (типичная ситуация на кольцевой развязке), то разобраться сходу не легко. А на круге ведь не притормозишь, чтобы подумать. Я в такой ситуации просто начинал ездить кругами, пока мы не находили нужное решение.

  6. “Кирпичи”.

Мне показалось, что французы их любят вешать и ставить и с надобностью и без надобности в больших количествах. Мы привыкли, что если при въезде на улицу висит кирпич (не важно с какой стороны), то на улицу въезжать нельзя. А вот французы часто вешают кирпич с левой стороны, желая этим сказать, что нельзя въезжать на улицу по встречной полосе – как будто это и так не понятно. Мало того, они ставят кирпичи на дорожках, идущих с одной полосы движения на другую через полосу разделительную, и, ладно бы еще, ставили перпендикулярно этой дорожке, т.е. боком к основной дороге, так нет же, ставят перпендикулярно основному направлению движения (у нас бы в этом месте в лучшем случае поставили знак запрета разворота). В Париже, бывало, смотришь вдоль улицы и видишь сразу несколько обращенных к тебе кирпичей, одни говорят: не езди по встречной полосе, другие: не смей через разделительную полосу выезжать на встречную полосу, а на самом деле, это самая обычная улица, по которой можно спокойно ехать.

Апофеозом “кирпичной” вакханалии явилась ситуация, в которую я попал, съезжая с моста, ведущего на дивный остров Иль де Ре, что напротив Ля Рошели. В конце моста дорога делает плавный правый поворотом и становится двухполосной (по одной полосе в каждом направлении) с разделительным газончиком между полосами. Ну так вот, съезжаю я с моста, и вижу посредине разделительной полосы гордо стоящий и обращенный прямо ко мне кирпич. Далее следует быстро прокручиваемая последовательность:

а) удар по тормозам - рефлекторно

б) мысль 1: а куда ж ехать то, справа есть какая то дорога, но она явно второстепенная.

в) замечаю за знаком крошечную дорожку, идущую поперек разделительной полосы.

г) мысль 2: а, так это они хотели сказать, чтобы я по этой дорожке на другую полосу не лез

д) удар по газам

е) мысль 3: ну и чудаки…

Еще раз хочу повторить, что все вышеуказанные проблемы с дорожными знаками и указателями возникали у нас только во Франции.

 

  1. Дорожная полиция
  2. Друзья мои, пройдя по дорогам Западной Европы много тысяч километров, я сделал для себя открытие, немало меня поразившее и озадачившее: МЫ НИГДЕ НЕ ВСТРЕТИЛИ НИ ОДНОГО ПОСТА ДПС. Открытие это очередной раз поставило перед моим смущенным разумом вопрос, который, я уверен, задавал себе каждый из вас: а не дармоедов ли в лице наших доблестных гаишников мы кормим? Вспомните, много ли у вас было случаев, когда они действительно помогали вам на дороге – думаю, что немного, а много ли было случаев, когда они вам мешали – думаю, что постоянно.

    Мой опыт нынешней поездки привел меня к нелегкому, но однозначному выводу, мы с вами, на уплачиваемые нами налоги, кормим не просто дармоедов, но и рэкетиров. Иными словами: ГИБДД – преступная организация, они враги наши на наших дорогах. Единственная польза от них – это разбор ДТП (если удастся их дождаться), ну так и назывались бы: организация по разбору ДТП (ОРДТП).

    Однако вернемся к теме. О взаимоотношениях с гаишниками и даишниками я уже рассказал.

    Польша.

    На пути “туда”, уже где-то за Варшавой, мы свернули на обочину, чтобы купить яблок.

    Купили, вырули на дорогу, поехали. Через некоторое время догоняет нас полицейская машина и велят нам остановиться. Останавливаюсь, выхожу. Подходит полицейский. Просит документы на машину и паспорта. Все внимательно смотрит. Потом начинает что-то по-польски говорить, из чего я понимаю, что по его мнению, при выезде на дорогу я создал помеху идущему по правой полосе грузовику, так, что то вынужден был взять влево и в свою очередь создал кому-то помеху. Бог его знает, может я и действительно кому-то помешал. Начинаю что-то говорить в свое оправдание, полицейский начинает записывать данные из паспортов в журнал. Ну, думаю, сейчас впаяет. Но полицейский возвращает мне документы, что то говорит (вроде как “счастливого пути”) и уезжает.

    Второй опыт общения с польской полицией был менее удачен. Уже на обратном пути, где-то за Краковым, я пошел на обгон автомобильчика “для одного человека и одного портфеля”, не доехав метров 30 до пунктирной разделительной линии (очень уж тормозить не хотелось). Тут же из кустов выскочил полицейский и велел остановиться.

    Останавливаюсь, сдаю задним ходом к нему, выхожу, даю документы, он объясняет, что я нарушил, и ведет меня как ягненка к своей машине, где сидит его напарник (не правда ли, до боли знакомая картина). В машине мне объявляется сумма штрафа: 100 злотых (приблизительно $25). Достаю из кошелька вся свою польскую наличность – 30 злотых, и молча протягиваю ему. Он молча берет деньги и возвращает мне документы.

    Вот и все. Если не считать австрийского полицейского, слупившего с нас 1100 шиллингов за пользование тамошними дорогами, больше нам в Европе с полицией общаться не довелось. Лишь один раз около замка Шамбор, где я припарковался на газончике вместе с тремя десятками других машин, я нашел после осмотра замка под дворником бумажку на штраф за неправильную парковку на 270 франков (штраф я не оплатил, отчасти потому, что не знал, где и как, отчасти потому, что жалко денег стало), да в Испании, когда мы совершенно одурев от жары на выезде из Рима, съехали на обочину и тем самым помешали полицейской машине по этой обочине проехать, полицейский из машины погрозил нам пальцем.

     

  3. Езда в городах и парковки

 

Основной вывод, к которому я пришел: если вы уверенно ездите по Москве, то не менее уверенно будете ездить где угодно. У меня лично не возникло особых проблем при езде по улицам крупных городов. Исключение составил, пожалуй, только Рим, где к очень плотному потоку машин добавляются еще и тучи мотороллеров, которые так и лезут под колеса вашего автомобиля. Но Рим город вообще особенный, об этом чуть ниже.

Перед подъездом к каждому крупному городу мы, обычно, покупали на заправке карту города. В каждом городе обычно уже с самых окраин вас встречают указатели на центр города, по ним можно и ехать. При выезде из центра города, вы, как правило, видите указатели на основные магистрали, по которым можно выбраться куда надо.

 

Некоторые особенности, которые удалось подметить.

На перекрестках нет дублирующих светофоров на другой стороне улицы, зато на столбах, на которых светофоры установлены, на высоте человеческого роста повешены маленькие дублирующие светофорчики, так, что их хорошо видно из машины.

Если есть две полосы, одна из которых ведет прямо, а другая на поворот, то машины становятся только на нужную полосу, даже если на ней уже длинная очередь, а другая полоса совершенно свободна. Я в Дрездене по старой московской привычке как то шмыгнул на пустую полосу правого поворота, хотя ехать надо было прямо, и потом чувствовал себя очень не удобно.

В Польше (если память мне не изменяет) на перекрестке всегда разрешен правый поворот. В память врезался светофор, на котором зеленая правая стрелка было просто приклеена.

В Словакии в городах висят парные светофоры (они уже наших) – по отдельному светофору на каждую полосу.

Парковки.

Иногда мне казалось, что парковка - это главная проблема в жизни европейцев.

В Париже припарковаться без нарушения правил – практически неразрешимая проблема (разве что случайно повезет, кто отъедет прямо перед вами, но и в этом случае влезть в строй машин – не легкая задача, так как стоят они буквально бампер к бамперу, а для моей немаленькой Омеги это дело вообще безнадежное). Поэтому, если уж вам повезет найти место для машины – бросайте ее и езжайте по городу на метро, благо оно в Париже очень удобное. Есть подземные парковки (именно на такой я и поставил машину в первую нашу ночь в Париже).

Платные парковки часто можно найти вблизи исторического центра города. Часто они автоматические: Въезжаешь, берешь билетик, собрался уезжать, ищи автомат для оплаты. Суешь в него билет, на табло высвечивается, сколько ты им должен, дальше бросаешь монеты и забираешь билет. При выезде суешь билет в турникет, если билет оплачен правильно – шлагбаум поднимается и ты счастливо уезжаешь. Что делать, если нет монет? Иногда на такой стоянке есть дублирующий автомат мужик, с которым можно расплатиться. Но я не уверен, что он есть всегда. В такой ситуации, наверное надо идти менять монеты.

Но чаще система другая – более гуманная. Стоит автомат, в который надо бросить монету и взять билетик, который дает право парковки на определенное время (например, в Дрездене, на парковке около исторического цента – 5 марок за 2,5 часа). Билетик кладешь в машину под лобовое стекло и идешь себе. Я нигде и ни разу не видел, чтобы эти билетики кто-нибудь проверял. Так что выводы делайте сами.

Я, честно признаюсь и каюсь, часто парковался с нарушением правил (в Ля Рошели сильно залез на тротуар, в Ницце – чуть заехал на пешеходный переход, в Бордо и Арле – ставил на платную стоянку и не платил (правда, дело было уже вечером, и осмотрев бегло стоящие рядом машины, я что-то не обнаружил парковочных билетиков ни в одной из них). Повезло только в Риме – каким то чудом мне удалось припарковаться на небольшой улочке буквально в 400 м от Колизея (должен сказать, что парковкой этой я горжусь в душе не меньше чем переходом через Пиренеи.

Так что, друзья мои, немного нахальства, немного везения, и вы припаркуете своего коня.

Несколько отдельных (и не ласковых) слов мне хотелось бы сказать об особенностях вождения в Риме. О тучах мотороллеров я уже упомянул. Рим оказался единственным из город, где у нас возникли проблемы как на въезде, так и на выезде. На въезде стрелки, указывающие на центр города попались пару раз на окраине, а потом как то очень быстро пропали. Мы попытались определиться по названиям улиц. Но в Риме они плохо сделаны, очень малоконтрастные и малоразмерные надписи и далеко не на всех даже угловых домах. Пришлось, стоя перед светофором, открывать окно и спрашивать водителей в соседних машинах.

Еще хуже пришлось нам на выезде из города. Табличек, указывающих на выезды на нужные нам трассы, мы не обнаружили. Попытались двигаться по карте города. Они сделана тоже очень интересно. На одной стороне – собственно карта города с названиями улиц, но на этой стороне не уместилась кольцевая дорога с развязками, на другой стороне, схема магистралей и кольцевой дороги с развязками, но нет улиц. Получается, чтобы выехать на кольцевую в нужном месте по улицам надо смотреть то на одну, то на другую сторону карты, а она большая, а вы попробуйте перевернуть большую карту в машине. Дальше – больше. Мы вдруг столкнулись с ситуацией, что едем по довольно большой улице, которой на карте города нет (может, они названия поменяли, а на карте не отразили). В общем поплутали мы изрядно. Надо сказать, что римская кольцевая тоже очень интересно устроена (если верить схеме, во всяком случае), на многих выездах из города нет поворотов в обе стороны, на некоторых есть только правый поворот, а на некоторых только левый. Народ, чтобы повернуть на кольцевую там, где поворота нет, вынужден ехать прямо, там где-то разворачиваться и возвращаться на кольцевую, чтобы поехать по ней в нужную сторону. Либо искать выезд на нужное направление, еще находясь в городе, что тоже не подарок. Так что выезд из Рима занял у нас где-то часа полтора, и мы в конце концов так и не поняли, как же мы вырули на нужную дорогу (во всяком случае по схеме нам отследить наш реальный путь так и не удалось).

 

  1. Бензин
  2. Всюду кроме Польши действует правило: увидел зеленый шланг с цифрами 95 – заливай. Как правило, там еще либо написано “без свинца”, либо перечеркнутый значок Sb. Встречается еще 95 super, кажется он чуть дороже, я не это внимания обращал.

    Надо иметь в виду одно железное правило: на автотрассе бензин дороже, чем в глубинке. Во Франции цена 95-го в зависимости от места расположения заправки колебалась от 7,10 до 8,10 франка за литр, т.е. почти на 15%. Так что если вы планируете куда то с трассы съезжать, лучше заправиться не на трассе.

    В Польше, если не ошибаюсь, помимо 95 без свинца есть еще какой то 95 стандартный. Разницы в цене почти или совсем никакой, я заливал 95 без свинца.

     

  3. Стоянки
  4. Как правило любая стоянка это целый комплекс с заправкой, местами для парковки, магазином (а иногда, и целым универсамом), кафе (баром), туалетом, столиками для тех, кто желает перекусить своими запасами и т.д. У нас сейчас все это тоже на дорогах появляется, только размерами еще поменьше.

    Туалет, как правило, бесплатный. Только в Польше мы встретили туалеты, куда, чтобы войти, надо было в щель в ручке двери сунуть злотый.

    В Германии и Италии мы встретились на заправках с отличными кафе (ресторанами?) самообслуживания. Особенно сильное (я бы сказал, неизгладимое) впечатление оставили кафе самообслуживания сети Autogrill в Италии (www.autogrill.it)– очень широкий выбор салатов, горячих блюд, фруктов (давно ли вы ели фруктовый салат из смеси кусочков арбуза, дыни, ананаса, киви, винограда и еще каких-то вкусностей, и все это холодненькое со льда…)? Тут же можно стаканчик вина пропустить (конечно штурману), а десерты… В общем, очень рекомендую.

    Хорошо перекусить и в кафе при заправке. Удобно тем, что там обычно на стенке весят картинки блюд, так что легко можно заказать по картинке. Заказываешь и идешь за столик – тебе все принесут. Кофе и десерт надо заказывать потом, когда съедите основные блюда, если заказать сразу – так сразу и дадут, кофе остынет, пока до него дело дойдет.

    А не хотите в кафе – можно тут же в продуктовом магазинчике купить каких -нибудь салатов, сэндвичей, сдобы и бутылочку холодного молока и все это употребить на свежем воздухе за столиком под навесом.

    Очень вкусно готовят в кафешках при заправках и в Польше.

     

  5. Ночевки
  6. Основной вывод: проблем с ночевкой нет нигде, предварительный заказ гостиниц смысла не имеет.

    На транспортных участках мы уже в конце дня сворачивали на какую-нибудь маленькую дорогу и там находили либо мотель, либо, если попадали в какой-нибудь маленький городок – гостиницу. Мотели на самой трассе – шумноваты.

    В городах очень много гостиниц вблизи исторического центра. Гостиницы ** очень хорошего качества, *** - лучше не куда. Брать выше *** смысла не имеет.

    Один раз мы не устояли перед понятным желанием пожить красиво и в Венеции сняли номер в гостинице, расположенной в самом центре в двух шагах от площади св. Марка. Тут я столкнулся с интересным терминологическим казусом. Мне всегда казалось, что термином double room обозначается комната для двоих с соответствующей фиксированной ценой. Тут же выяснилось, что если в double room заселяется один человек, то цена одна, а если двое – то другая. Так что во избежании путаницы рекомендую заказывать double room for two persons.

     

  7. Картографическое обеспечение

 

Готовясь к поездке, я разработал маршрут с помощью программы MS AutoRoute Express Europe 2000. Было распечатано около 200 листов карты маршрута в масштабе около 1 км в 1 см. Карты оказались очень высокого качества и на тех участках пути, где наш маршрут совпадал с первоначально намеченным, мы пользовались ими с большим удовольствием. Даже при переездах по трасса, когда вполне можно доехать куда надо по дорожным указателям, наличие на распечатанных картах мелких населенных пунктов позволяло очень точно определять свое местоположение, отслеживая указатели съездов на эти населенные пункты. Особенно эти карты были полезны в Польше и Словакии, где мы пробирались подчас довольно небольшими дорогами.

Давая очень высокую оценку MS Route, хочу отметить и некоторые несущественные недостатки полученных с помощью этой программы карт, которые мы заметили:

  1. Иногда, мелкий населенный пункт, отраженный на карте кружком в стороне от главной дороги, оказывается на самой главной дороги (как то раз у нас это вызвало путаницу в головах). Видимо город вырос со времени написания программы и расширил свои границы до главной дороги.
  2. Иногда, номер главной дороги, в которую вливается второстепенная дорога, на карте оказывается напечатанным на второстепенной дороге. У нас из-за этого вышла небольшая путаница в Польше при повороте на 44 дорогу с 7 (она же E77) в городе Радом (на карте значок “Е77” был поставлен программой на 44 дорогу.
  3. Самое пожалуй главное, на картах, полученных с помощью MS Route, не указаны номера съездов с дорог.

Но в целом, карты MS Route в сочетании с крупномасштабной картой страны вполне достаточны для любого путешествия.

Во Франции, Испании и Италии мы покупали карты этих стран в масштабе 10 км в 1 см. Этого вполне хватало, для перемещения по автотрассам и крупным дорогам. Если вы надумаете углубиться во французскую глубинку, я очень рекомендую вам мишелиновские карты масштабом 2 км в 1 см (они там практически на каждой заправке есть). Есть еще мишелиновские атласы и Франции и всей Европы, но я не вижу большого смысла их покупать.

 

  1. Финансы
  2. Понимаю, волнующий вопрос.

    Перед отправкой в дальнюю дорогу я взял с собою наличными:

    200 USD

    150 DM.

    800 франков

    100000 лир

    Основные средства были размещены на двух кредитных карточках VISA и VISA электрон двух разных московских банков.

    Первоначально я планировал расплачиваться главным образом визой, визу электрон использовать в случае надобности для снятия наличных в банкоматах, а наличные иметь на всякий случай. Но потом я стал ради интереса всюду расплачиваться только визой электрон, пытаясь выяснить, есть ли между этими двумя видами виз какая-нибудь разница. На основе полученного опыта могу утверждать, что разницы нет практически никакой. За все время путешествия у меня только однажды (в кафе в Венеции) попросили дать им визу для того, чтобы сделать слип. Во всех остальных местах (гостиницы, рестораны, заправки) стоят терминалы для авторизации карточек (в ресторанах зачастую беспроводные) и расчеты визой электрон не вызывают никаких проблем.

    За все время путешествия было два случая, когда не авторизовалась ни одна карточка, один раз – утром в Париже, когда я хотел расплатиться за платную парковку, другой раз в Арле вечером, когда я хотел оплатить гостиницу. Думаю, в обоих случаях, сбойнули терминалы, другого объяснения не вижу, так как в том же Арле я буквально через пять минут по визе электрон снял наличные в банкомате.

    Было также два случая, когда не авторизовалась виза электрон (один раз при попытке заплатить за дорогу во Франции и один раз во Флоренции в магазине), но авторизовалась виза. Думаю, тут дело не в типе карточки, а в процессинговом центре конкретного банка.

    О платежах карточками и наличными.

    Польша

    На крупных заправках (таковых очень много) можно расплатиться карточкой за бензин, но нельзя за еду. К сожалению, на ближайшей к Домачево заправке берут только наличные, там мне пришлось отдать 110 DM. За еду у нас на одной заправке взяли доллары, на другой отказались. Пришлось поменять немного долларов на злотые тут же на заправке.

    Вообще в Италии я использовал интересный на мой взгляд способ обналички, который, как мне кажется можно пробовать использовать везде. Он состоит в следующем: когда расплачиваешься карточкой за бензин, просишь увеличить сумму, снимаемую с карточки, а разницу между ценой бензина и снимаемой с карточки суммой выдать тебе наличными. Это выгоднее, чем снимать наличные в банкомате, так не платишь комиссионные банку (у меня это $3).

    Германия.

    На заправке за все расплатились по карточке. Оставшиеся после Польши наличные DM использовали для покупки билетов в Дрезденскую галерею (кажется, там брали только наличные), да выпили кофе в булочной.

    Франция

    По кредитке можно платить практически за все. Наличные нужны разве что для покупки билетов в метро и мороженого на улицах. Даже музеях, как правило две кассы – одна для наличных, там очередь, другая – для расчетов по карточкам, там свободно. В Лувре есть автомат для продажи билетов по карточке, во все другие кассы – очереди длинные, в автомат – короткие.

    На некоторых заправках в глубинке есть ограничение, состоящее в том, что карточкой можно расплачиваться за покупку ценой не менее 100 франков. Учитывая, что 100 франков это меньше 15 литров бензина, это тоже не вызывает проблем.

    Испания.

    На заправке и в гостинице расплатился кредиткой. А вот в сувенирном магазине в Сарагоссе торговали только за наличные.

    Италия.

    На крупных заправках и в гостиницах карточки берут. В кафешке на маленькой заправке недалеко от Рима в баре брали только наличные. Не взяли карточку и в музеях Ватикана.

    Австрия.

    Проехали без единого шиллинга в кармане. На заправке брали карточку без ограничений.

    Словакия.

    На заправке под Братиславой расплатились за бензин и продукты карточкой. В гостинице запросили наличные, благо неподалеку оказался банкомат.

    Цены.

    Вот некоторые выписки из чеков и квитанция разных стран, которых у меня накопилась толстая пачка.

    Польша, мотель Elite – 195 злотых с завтраком и охраняемой стоянкой

    Германия

    Автотрасса, бензин 2,049 DM/литр

    Обед на заправке на двоих – 37,5 DM

    Франция

    Платная дорога от границы на Париж: 22 франка за 53,7 км

    Заправка фирмы Esso 324,35 франка за 43.02 литра (7,54 ф/л)

    Платная дорога из Парижа на Юг (CHATEAU-THIERRY-MEAUX) 20.00 франков за 46.7 км.

    Еще одна дорога в тех же краях: 21.00 франка за 52.5 км., еще одна: 69 франков за 177,8 км, еще одна: 11,00 франков за 25.7 км., еще: 42 франка за 103 км., 35 франков за 82 км., 44 франка за 105 км

    Подземная парковка в Париже, за одну ночь 118 франков.

    Отель Hibiscus в двух шагах от площади Республики в Париже, где мы провели первую ночь – 430 франков.

    Обед в парижском ресторанчике с вином (ну, расслабились, немного) – 294 франка.

    Билет в Лувр – 26 франков

    Билет на Эйфелеву башню (на самый верхний ярус) – 62 франка

    Билет в замок Шамбор – 40 франков

    Билет в замок Шенансо – 50 франков

    Билет в замок Амбруаз – 41 франк

    Отель Hotel de la Tete Noire вблизи Blois – 300 франков

    Отель Le Castel Moor в Круазике 399 франков

    Отель Hotel du Musee в центре Арля 380 франков

    Обед в Порнике около замка “синей бороды” (и вспоминать не хочется, очень долго, очень не вкусно и очень дорого) – 312 франков.

    Отель Premiere Classe при въезде в Бордо – 179 франков

    Аквапарк 211 франков за двоих.

    Испания

    Отель Rio Agra в центре Сарагоссы – 9523 пессеты. (57.23 евро) – с подземной стоянкой.

    Заправка: 6013 песет (36,14 евро) за 42.9 л

    Италия

    Ну, очень романтический ужин в Венеции на берегу большого канала (по моему, нас там слегка надули): 180500 лир (приблизительно $90).

    Обед в ресторане самообслуживания (ну и отвели же мы душу!) в центре Флоренции – 71000 лир

    Билет в храм Maria de la Fiore (по которому Петрарка скучал в изгнании) во Флоренции 5000 лир

    Билет в музеи Ватикана в Риме – 18000 лир (внимание! оплата только наличными)

    Венеция – суточный проездной на все речные трамвайчики – 18000 лир

    Обед в ресторане сети Autogrill (одно из самых светлых воспоминаний) – 78500 лир.

    Австрия

    Заправка на трассе 528,1 шиллинга (13.76 евро) за 37,86 литра.

    Словакия

    Заправка под Братиславой 1060 крон за 32.44 литра.

    В целом, если поделить расходы на три большие части: жилье, питание, бензин и дороги, то, у меня сложилось впечатление, что эти части будут примерно равными.

    Суммарные наши расходы на двоих за все время путешествия составили около $1900. Из взятых в дорогу наличных в Москву вернулись $100, остальные были потрачены.

     

  3. Заключение

 

Друзья мои, мое повествование подходит к концу.

Завершить его я хотел бы призывом, обращенным ко всем вам: езжайте в Европу на своем автомобиле, каким бы ни был ваш маршрут вы не будете разочарованы и прекрасно отдохнете.

Нас до обидного мало в Европе. За три недели путешествий мы лишь однажды, в районе Ниццы, мы увидели автомобиль со “славянскими” белорусскими номерами. И все. А, ей же богу, там есть что посмотреть и чему поучиться.

До встречи на дорогах Европы!


разворот...   К отчетам...

Главная      Информация     Отчеты и ссылки     Заметки на обочине     Клуб Автодрузей     Обратная связь


   

Copyright © 1999, 2000 IgorTom
E-mail: e95@nasmnogo.ru